|
сторией, но само порождает творческий
импульс. Оно подобно самой Природе, чудовищно консервативной и все же
преступающей свои исторические условия в актах творения. Поэтому неудивительно,
что для человечества всегда было жгучим вопросом, как наилучшим образом
адаптироваться к этим невидимым детерминантам. Если бы сознание никогда не
отделялось от бессознательного - вечно повторяющееся событие, символически
изображаемое как падение ангелов и ослушание прародителей, - то эта проблема
вообще не возникла бы, оставаясь лишь вопросом приспособления к среде обитания.
Существование индивидуального сознания побуждает человека осознавать трудности
как внутренней, так и внешней жизни. Совсем как окружающий мир открывается
взору первобытного человека своими благоприятными или враждебными сторонами,
так и влияния собственного бессознательного кажутся ему противостоящей силой, с
которой он должен прийти к соглашению, так же как и с видимым миром. Именно
этой цели служат его бесчисленные магические действия. На более высоких
ступенях цивилизации религия и философия выполняют то же назначение. Всякий раз,
когда такая система адаптации терпит неудачу, общее беспокойство выливается и
волнения и беспорядки и предпринимаются попытки найти новую подходящую форму
отношений с бессознательным.
Все это, на наш современный "просвещенный" взгляд, кажется весьма
неправдоподобным. Когда я говорю об этой отдаленной провинции души -
бессознательном - и сравниваю его реальность с реальностью зримого мира, то
часто наталкиваюсь на скептическую улыбку. Но тогда я должен спросить, сколько
людей в нашем цивилизованном мире все еще верят в мана, духов и тому подобные
предположения? Другими словами, сколько сейчас ученых-христиан и
спиритуалистов? Я не стану преумножать перечень таких вопросов. Их назначение
только в том, чтобы проиллюстрировать единственный факт: проблема незримых
психических детерминант сегодня столь же насущна, как и прежде.
Коллективное бессознательное содержит в себе все духовное наследие эволюции
человечества, возрождаемое в структуре мозга каждого индивидуума. Сознательный
ум (mind) - это эфемерный феномен, который выполняет все провизорные адаптации
и ориентации, и по этой причине его функцию лучше всего сравнить с
ориентировкой в пространстве. Напротив, бессознательное служит источником
инстинктивных сил души (psyche), а также форм или категорий, их регулирующих,
то есть архетипов. Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически, к
архетипам Это особенно верно в отношении религиозных представлении хотя
центральные понятия науки, философии и этики также не составляют исключения из
этого правила. В своем нынешней виде они представляют собой варианты
архетипических представлений, созданные посредством их сознательного применения
и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только
в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе
мира внутри нас в зримую реальность.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ (Из Two Essays on Analytical Psychology,
Collected Works, vol. 7, Second Essay, pars. 202-295;)
Первая часть
ВОЗДЕЙСТВИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО НА СОЗНАНИЕ
I
Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к
инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их
неприемлемого характера. Вытеснение - это процесс, начинающийся в раннем
детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни.
При помощи анализа вытеснения (repressions) устраняются, а вытесненные желания
осознаются.
Согласно этой теории бессознательное содержит в себе лиги. те стороны личности,
которые вполне могли бы быть сознательными и были подавлены только благодаря
процессу воспитания. И хотя с известной точки зрения эти инфантильные
стремления так и бросаются в глаза, было бы ошибкой определять или оценивать
бессознательное, исходя целиком из них. У бессознательного есть и другая
сторона: оно включает в себя не только вытесненные содержания, но весь тот
психический материал, что лежит ниже порога сознания. Невозможно объяснить
подпороговую природу этого материала принципом вытеснения. ибо в таком случае
устранение вытеснения должно наделять любого из нас фантастической памятью, не
позволяющей ничей забыть.
Поэтому мы настаиваем на том, что в добавление к вытесненному материалу
бессознательное содержит в себе все те психические компоненты, которые
опустились ниже порога сознания: равно как и подпороговые чувственные
восприятия. Кроме того. нам известно (как из собственного богатого опыта, так и
из теоретических соображений), что бессознательное содержит также весь материал,
который еще не достиг порога сознания. Это - зародыши будущих сознательных
содержаний. Равным образом у нас есть основание предполагать, что
бессознательное лишено состояния покоя, в смысле бездеятельности, и непрерывно
занимается группировкой и перегруппировкой своего содержания. Эту активность
следовало бы считать полностью автономной лишь в патологических случаях; в
норме между активностью бессознательной и сознательной психики устанавливаются
компенсаторные отношения.
Можно допустить, что все эти содержания - коль скоро они приобретаются в
течение жизни индивидуума - носят личный характер. Поскольку эта жизнь
ограничена, количество приобретенных за отпущенный срок содержаний
бессознательного тоже должна быть ограниченным. А если так, то исходя из
соображения, что бессознательное не способно создать ничего, кроме уже
известного и усвоенного сознанием, вероятно, допустимо считать возможным
опорожнение бессознатель
|
|