|
нечной вершиной, есть лишь первая ступенька в очень долгом и
трудном восхождении к вершине подлинной. Чем больше зона бессознательности, тем
в меньшей степени брак оказывается делом свободного выбора, что субъективно
проявляется в том фатальном принуждении, которое человек так остро ощущает
когда он влюблен. Эта компульсия может существовать и при отсутствии
влюбленности, хотя и в менее приятной форме.
Бессознательные мотивации могут иметь как личную, так и общую природу. Прежде
всего, сюда относятся мотивы, ведущие свое происхождение от родительского
влияния. Взаимоотношения молодого человека с матерью, а девушки - с отцом,
являются, в этом плане, детерминирующим фактором. Именно прочность связи с
родителями бессознательно влияет на выбор мужа или жены, - либо положительно,
либо отрицательно. Сознательная любовь к одному из родителей благоприятствует
выбору похожего на него брачного партнера, тогда как бессознательная
привязанность (которая вовсе не обязана выражать себя сознательно в виде любви)
затрудняет выбор и навязывает характерные поправки. Для того, чтобы их понять,
нужно прежде всего знать причины бессознательной привязанности к родителям и
при каких обстоятельствах она насильственно изменяет или даже блокирует
сознательный выбор. Вообще говоря, вся та жизнь, которую родители могли бы
прожить, но не прожили, потому что следовали искусственным мотивам, передается
в форме субституции их детям. Другими словами, детей как бы вынуждают двигаться
в направлении, которое предназначено компенсировать все, что осталось
неосуществленным в жизни их родителей. Поэтому-то сверхдобродетельные родители,
случается, имеют что называется "безнравственных" детей, а безответственный
мот-отец имеет сына с явно болезненным честолюбием и т. д. Наихудшие
последствия вызывает искусственная бессознательность родителей. Возьмем, к
примеру, историю матери, которая умышленно удерживает себя от осознания
происходящего с тем, чтобы не нарушать видимость "хорошего" брака.
Бессознательно она, вероятно, привязывает к себе сына, в качестве более или
менее подходящей замены мужа. В результате сын, если он не доведен этим прямо
до гомосексуализма, принуждается к изменению своего выбора в направлении,
противном его истинной натуре. Например, он женится на девушке, которая явно
уступает ею матери и поэтому не способна конкурировать с ней; или увлечется
женщиной деспотичного и властолюбивого нрава, которой, возможно, удастся
оторвать его от матери. Выбор супруги(а), если инстинкты не были загублены,
может остаться свободным от этих влияний, но раньше или позже они дадут о себе
знать в качестве разного рода препятствий. Более или менее инстинктивный выбор
можно, пожалуй, считать наилучшим с точки зрения продолжения рода, однако он не
всегда удачен психологически, поскольку между чисто инстинктивной и
индивидуально развитой личностью зачастую существует необычайно большое
различие. И хотя в таких случаях, благодаря чисто инстинктивному выбору, могло
бы иметь место улучшение и укрепление "породы", индивидуальное счастье скорее
всего пострадало бы при этом. (Разумеется, в данном контексте слово "инстинкт"
- это не более чем собирательный термин для всех возможных органических и
психических факторов, природа которых по большей части нам неизвестна.)
Если бы человеческого индивида можно было рассматривать исключительно как
инструмент для сохранения вида, тогда чисто инстинктивный выбор супруги(а)
оказался бы самым лучшим. Но так как основа такого выбора бессознательна, то на
ней удается построить только что-то ироде безличной любовной связи (liaison),
какую можно наблюдать в совершенстве у примитивных народов. Если мы вообще
вправе говорить здесь о "взаимоотношении", то в лучшем случае это будет лишь
слабым отблеском того, что мы обычно имеем, в виду: очень холодной любовной
связью безличного характера, полностью регулируемой традиционными обычаями и
предрассудками, прототипом любого конвенциального брака.
Когда брак не устраивается под влиянием благоразумия, расчета или так
называемой любящей заботы родителей и когда древние инстинкты детей не
загублены неправильным воспитанием или скрытым воздействием скопившихся и
оставленных без внимания родительских комплексов, брачный выбор обычно следует
бессознательным мотивировкам инстинкта. Бессознательность имеет своим
результатом недифференцированность или бессознательную тождественность.
Практическим следствием будет то, что один человек станет предполагать у
другого наличие такой же психологической структуры, как и у него самого.
Нормальная половая жизнь, как общий жизненный опыт с вроде бы сходными целями
(aims), еще больше усиливает чувство единства и тождественности. Это состояние
описывается как состояние полной гармонии и превозносится как великое счастье
("Одно сердце и одна душа"), - и не без основания, поскольку возвращение к
изначальному состоянию бессознательного единства есть как бы возвращение в
детство. Отсюда и ребяческое поведение всех влюбленных. Более того, это как бы
возвращение в утробу матери, с изобилующие возможностями глубины еще
бессознательного творчества. Это поистине подлинное и неоспоримое переживание
(experience) Божественного, чья трансцендентная сила стирает и поглощает все
индивидуальное, настоящая общность с жизнью и безличной властью судьбы. Воля
индивидуума распоряжаться собой оказывается сломленной: женщина становится
матерью, мужчина - отцом, и таким образом оба лишаются свободы и делаются
орудиями влечения к жизни.
Здесь взаимоотношение остается внутри границ биологической инстинктивной цели,
сохранения вида. Поскольку эта цель имеет коллективную природу, психологическая
связь между мужем и женой тоже будет, по существу, коллективной, и потому не
может рассматриваться как индивидуальное взаимоотношение в психологическом
смысле. Мы можем говорить о таковом лишь тогда, когда понята природа
бессознательных мотиваций выбора и разрушена изначальная тождественность. Брак
редко, а возможно, и никогда не развивается до индивидуального взаимоотношения
гладко и без кризисов. Без боли рождени
|
|