|
обе связаны друг с другом узами взаимного компенсирования. Эта формула
порождена опытом. Если на этой стадии уже можно делать более общие выводы, то
мы могли бы сказать, что эстетическое формулирование нуждается в понимании
смысла, а пониманию требуется эстетическое формулирование. Обе тенденции
дополняют друг друга и образовывают трансцендентальную функцию.
Первые шаги в любом из этих направлений делаются в соответствии с одним и тем
же принципом: сознание предоставляет свои средства выражения в распоряжение
содержимого бессознательного. Поначалу от него больше ничего и не требуется,
дабы избежать ненужного воздействия. Ведущую роль в придании содержимому
бессознательного формы следует поручить, насколько это будет возможно,
вынесенным бессознательным случайным идеям и ассоциациям. Естественно, это
является ударом, и зачастую очень болезненным, по позиции сознания. Это
нетрудно понять, если мы вспомним, как обычно представляют себя содержания
бессознательного:
в качестве вещей, которые по природой своей слишком слабы, чтобы преодолеть
порог сознания, или в качестве подавленных по различным причинам несовместимых
с сознанием элементов. По большей части эти содержания являются нежелательными,
неожиданными, иррациональными, а их неприятие или подавление представляется
вполне оправданным. Только малая часть этих содержаний имеет какую-либо
необычную ценность, как с коллективной, так и с индивидуальной точки зрения. Но
содержания, которые коллектив считает совершенно бесполезными, индивиду
представляются чрезвычайно ценными. Этот факт находит свое выражение в страсти,
вне зависимости от того, положительно или отрицательно настроен индивид.
Общество тоже оказывается расколотым в вопросе принятия новых и неведомых идей,
которые отличаются крайней эмоциональностью. Цель первоначальной процедуры
заключается в обнаружении настроенного на чувства содержимого, поскольку- в
этих случаях мы всегда имеем дело с ситуациями, в которых однобокость сознания
сталкивается с сопротивлением инстинктуальной сферы.
Эти две дороги идут параллельно друг другу до тех пор, пока для одного типа
людей решающей не становится эстетическая проблема, а для другого типа
-интеллектуальная. В идеале, эти два аспекта могли бы сосуществовать друг с
другом или ритмично сменять друг друга; то есть могло бы иметь место
чередование творчества и понимания. Кажется, что одно не может существовать без
другого, но на практике такое случается: творческий порыв овладевает объектом,
вытесняя смысл, или стремление к пониманию подавляет необходимость придания
объекту формы. Содержимое бессознательного прежде всего хочет быть увиденным, а
этого можно достичь только посредством придания ему формы, и оно также хочет,
чтобы о нем судили только после того, как все, что оно должно сказать, получит
осязаемую форму. Именно по этой причине Фрейд, прежде чем толковать содержимое
сновидений, требовал их выражения в форме "свободных ассоциаций".
Далеко не всегда бывает достаточно просто прояснить концептуальный контекст
содержимого сновидения. Зачастую необходимо прояснить смутное содержимое
посредством придания ему видимой формы. Это можно сделать с помощью рисунка,
картины или скульптуры. Часто бывает так, что руки знают, как разрешить загадку,
над которой тщетно бьется интеллект. Придав форму содержимому сновидения,
человек продолжает видеть его более детально в состоянии бодрствования и
поначалу непонятное, изолированное событие интегрируется в целостную личность,
несмотря даже на то, что на первых порах сознание объекта его не воспринимает.
Эстетическое формулирование на этом останавливается и отказывается от каких-бы
то ни было попыток понять смысл. Иногда это приводит к тому, что пациенты
начинают воображать себя художниками - разумеется непонятыми. Желание понять,
если оно обходится без тщательного формулирования, начинается со случайной идеи
или ассоциации, а потому лишено адекватной базы. У него больше шансов на успех,
если оно начинается с сформулированного продукта. Чем слабее сформирован и
развит первоначальный материал, тем больше опасность подчинения понимания не
эмпирическим фактам, а теоретическим и нравственным соображениям. Интересующий
нас тип понимания на этой стадии состоит в реконструкции смысла, присущего
изначальной "случайной" идее.
Нет сомнения в том, что такая процедура является законной только в том случае,
когда для нее имеется достаточно серьезный повод. Точно так же бессознательному
можно поручить ведущую роль только в том случае, если оно уже содержит в себе
волю играть эту роль. Естественно, это происходит только тогда, когда
осознающий разум оказывается в критической ситуации. Как только содержимому
бессознательного придается форма и постигается смысл формулировки, встает
вопрос о том, как связать с этим эго, и каким образом примирить эго и
бессознательное. Соединение противоположностей для создания третьей вещи
(трансцендентальной функции) -это вторая и более важная фаза процедуры. На этой
стадии ведущая роль принадлежит уже не бессознательному, а эго.
Здесь мы не будем определять индивидуальное эго, а оставим его в его банальной
реальности, как тот постоянный центр сознания, присутствие которого мы стали
ощущать с раннего детства. Эго сталкивается с продукцией психики, которая своим
существованием по большей части обязана процессам, происходящим в
бессознательном, а потому до определенной степени противостоит эго и его
тенденциям.
Чтобы прийти к соглашению с бессознательным, необходимо занимать именно такую
точку зрения. Позиция эго должна считаться равноценной контрпозиции
бессознательного, и наоборот. И обязательно нужно помнить вот о чем: если
осознающий разум цивилизованного человека оказывает на бессознательное
сдерживающее воздействие, то вырвавшееся на волю бессознательное зачастую
оказывает очень опасное воздействие на эго. Точно так же, как в свое время эго
|
|