|
фантазий представляет собой процесс, протекающий в момент смятения сознания.
Если бы это было не так, то возникновение фантазий было бы нормальным явлением,
и за ним по пятам не следовали бы неврозы. В реальности, фантазии этого рода
принадлежат к миру детства и становятся причиной смятения только в том случае,
когда ненормальные условия осознанной жизни приводят к их преждевременному
усилению. Вероятность такого развития событий особенно велика в том случае,
когда неблагоприятное влияние оказывают родители, отравляя атмосферу и порождая
конфликты, нарушающие психическое равновесие ребенка.
Когда у взрослого человека начинается невроз, на поверхность вновь всплывает
мир детских фантазий и возникает искушение дать неврозу причинное объяснение,
связав его с присутствием детских фантазий. Но это не объясняет, почему
фантазии не оказывали никакого патологического действия в промежуточный период.
Они оказывают такое воздействие только тогда, когда индивид сталкивается с
ситуацией, которую он не может разрешить с помощью сознания. Вытекающий из
этого застой в развитии личности открывает шлюз для детских фантазий, которые,
разумеется, дремлют в каждом человеке, но не проявляют никакой активности до
тех пор, пока осознающая личность беспрепятственно движется по намеченному пути.
Когда фантазии достигают определенного уровня интенсивности, они начинают
прорываться в сознание и создают конфликтную ситуацию, которая становится
ощутимой для самого пациента, поскольку его личность разделяется на две
личности с разными характерами. Однако это раздвоение личности было уже давно
подготовлено в бессознательном, когда вытекающая (по причине неиспользуемости)
из сознания энергия усилила отрицательные качества бессознательного и, в
особенности, инфантильные черты личности.
Поскольку, по сути, нормальные фантазии ребенка являются ничем иным, как
воображением инстинктов, и потому могут считаться тренировкой будущего
использования сознания, это означает, что сердцевиной фантазий невротика, хотя
и подвергшихся патологическим изменениям и, возможно, извращенных в результате
регресса энергии, является нормальный инстинкт, отличительной чертой которого
является приспосабливаемость. Невроз всегда предполагает искажение и
неприспособленность нормальной динамики и соответствующего ей "воображения".
Инстинкты, однако, чрезвычайно консервативны и древни, это касается как их
динамики, так и формы. Для разума их формой является образ, который визуально и
конкретно, словно картина, выражает природу инстинктивного импульса. Если бы мы
могли заглянуть в психе, например, бабочки "юкка" (Это классический пример
симбиоза насекомого и растения. - Прим. Юнга), то мы бы обнаружили в ней схему
идей сверхъестественного или завораживающего характера, которые не только
принуждают бабочку осуществлять свою оплодотворяющую деятельность на растении
"юкка", но и помогают ей "понять" общую ситуацию. Инстинкт является чем угодно,
но только не слепым и неопределенным импульсом, поскольку он настроен на
определенную внешнюю ситуацию и приспособлен к ней. Это последнее
обстоятельство придает ему специфическую и неизменную форму. Инстинкт изначален
и наследственен, и его форма тоже извечна, так сказать, архетипична. Она даже
старше и консервативнее формы тела.
Эти биологические размышления, естественно,в равной степени относятся и к Homo
sapiens, который, по-прежнему, находится в рамках общей биологии, несмотря на
то, что обладает сознанием, волей и разумом. Тот факт, что корни деятельности
нашего сознания уходят в инстинкт, от которого сознание получает свою динамику
и основные черты своих представлений о невоспринимаемых непосредственно
предметах, имеет такое же значение для человеческой психологии, как и для
психологии всех остальных членов царства животных. Человеческое знание состоит,
прежде всего, из постоянной адаптации первичных систем идей, которые даются нам
a priori. Они нуждаются в определенных модификациях, потому что их
первоначальна форма годится для архаического образа жизни, но не отвечает
требованиям специфически дифференцированного окружения. Если мы хотим сохранить
приток инстинктивного динамизма в нашу жизнь, а это абсолютно необходимо для
нашего существования, то мы обязаны преобразовать эти архетипические формы в
идеи, соответствующие требованиям современности.
5. Философский и психологический подход к жизни
Однако наши идеи имеют печальную, но неизбежную тенденцию не поспевать за
изменениями в общей ситуации. Иначе быть и не может, потому что до тех пор,
пока в мире ничего не меняется, они остаются более-менее приспособленными и,
следовательно, функционируют вполне удовлетворительно. Значит, у них нет
никакой убедительной причины меняться и заново приспосабливаться. Только после
того, как условия изменятся настолько кардинально, что возникнет невыносимый
раскол между внешней ситуацией и нашими идеями, теперь уже устаревшими,
возникает общая проблема нашего мировоззрения или философии жизни, а вместе с
ней встает вопрос о том, каким образом могут быть переориентированы или заново
приспособлены первичные образы, которые поддерживают поток инстинктивной
энергии. Их нельзя просто заменить новой рациональной формой, потому что она в
слишком большой степени была бы определена внешней ситуацией, а не
биологическими потребностями человека. Более того, она не только не перебросила
бы мост к первоначальному человеку, но и заблокировала бы подход к нему. Это
вполне соответствует целям марксистского образования, которое, подобно самому
Богу, стремится создать нового человека, но уже по образу и подобию Государства.
Сегодня, наши основные убеждения становятся все более рационалистическими.
Наша философия уже не является образом жизни, как это было в античные времена;
|
|