|
порождает "вождя", который, как учит нас история, неизбежно становится жертвой
своего же непомерно раздутого эго-сознания.
Такое развитие событий становится логически неизбежным в тот момент, когда
индивид соединяется с массой и перестает быть индивидом. Помимо агломерации
огромных масс, в которых индивид растворяется в любом случае, одной из главных
причин психологического массового сознания является научный рационализм,
который лишает личность основ ее индивидуальности и ее достоинства. Как
социальная единица, личность утрачивает свою индивидуальность и становится
простой абстрактной статистической величиной. Она может играть только роль
легко заменяемой и совершенно незначительной "детали". Если на нее смотреть со
стороны и рационально, то именно этим она и является, и с этой точки зрения
совершенно абсурдными будут рассуждения о ценности или значении индивида. И в
самом деле, вряд ли можно себе представить, как у человека может быть
индивидуальная достойная жизнь, если истинность прямо противоположного
утверждения ясна, как божий день.
Если смотреть на индивида с этой точки зрения, то его значение действительно
уменьшается, и любой, кто захочет оспорить это положение, быстро обнаружит
нехватку аргументов. Тот факт, что индивид ощущает себя самого или членов своей
семьи, или близких друзей значительными личностями, только подчеркивает
несколько комичную субъективность его ощущений. Ибо, что значат несколько людей
по сравнению с десятью тысячами или сотней тысяч, не говоря уже о миллионе? Мне
вспоминается глубокомысленное высказывание одного моего приятеля, с которым мы
застряли в огромной толпе. Он тогда неожиданно воскликнул: "Вот тебе самое
надежное основание для неверия в бессмертие: вся эта куча народу хочет быть
бессмертной!"
Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид. И если индивида переполнит ощущение
собственной незначительности и бессилия, и он почувствует, что его жизнь
утратила смысл - который, в конце концов, не тождественен благосостоянию
общества и высокому уровню жизни -значит он уже близок к тому, чтобы стать
рабом Государства и, сам того не желая и не подозревая, его горячим
приверженцем. Человеку, взгляд которого обращен только во внешний мир, и
который съеживается при виде "больших батальонов", нечего противопоставить той
информации, которую ему сообщают его органы чувств и его разум. Именно это
сейчас и происходит: мы все заворожено преклоняемся перед статистическими
истинами и большими числами; нам ежедневно сообщают о ничтожности и тщетности
индивидуальной личности, если она не представлена и не персонифицирована
какой-либо массовой организацией. И наоборот, те персонажи, которые с важным
видом расхаживают по мировой сцене и голоса которых доносятся до всех и каждого,
некритически мыслящей публике представляются вознесенными наверх на волне
какого-нибудь массового движения или общественного мнения. Поэтому толпа либо
аплодирует им, либо проклинает. Поскольку здесь доминирующую роль играет
массовое мышление, то нет уверенности в том, выражают ли эти люди свое мнение,
за которое они несут персональную ответственность, или же они являются всего
лишь рупором, выражающим мнение коллектива.
В таких условиях вряд ли можно удивляться тому, что индивиду все труднее
сформировать мнение о самом себе, и что ответственность стала максимально
коллективной, то есть индивид снял ее с себя и делегировал коллективу. Таким
образом, индивид все больше и больше становится функцией общества, которое, в
свою очередь, узурпирует функции носителя реальной жизни, хотя, на самом деле,
общество есть ни что иное, как абстрактная идея, вроде идеи Государства. Обе
эти идеи овеществлены то есть стали автономными. Государство, в особенности,
стало полуодушевленным существом, от которого все всего ждут. На самом же деле,
оно - это всего лишь камуфляж для тех индивидов, которые знают, как им
манипулировать. Так что конституционное Государство сползает в примитивную
форму общества - форму коммунизма первобытного племени, где каждый является
субъектом автократического правления вождя или олигархии.
2. Религия, как противовес массовому сознанию
Чтобы дать полную волю этой "фикции" суверенного Государства - иными словами,
прихотям манипулирующих ею вождей - все социополитические течения, движущиеся в
этом направлении, неизменно пытаются выбить почву из под ног религии. Ибо,
чтобы превратить индивида в "клеточку" Государства, необходимо сделать так,
чтобы он полагался только на государство и ни на что другое. Смысл религии
заключается в том, что человек полагается на иррациональные факты и подчиняется
им. Эти факты не относятся впрямую к социальным и физическим условиям; в
гораздо большей степени они касаются психической позиции индивида.
Но занять какую-либо позицию по отношению к внешним условиям можно только в
том случае, если за пределами этих условий существует некая контрольная точка.
Религия предоставляет (или претендует на это) такую точку, тем самым давая
индивиду возможность высказывать суждение и принимать решение. Она создает
резерв против реальной и неотвратимой силы обстоятельств, перед которой
беззащитен любой человек, живущий только во внешнем мире и не имеющий никакой
другой "почвы" под ногами, кроме тротуара. Если кроме статистической реальности
не существует никакой другой, то тогда сила, авторитет, власть тоже существуют
в единственном числе. Значит существует только одно условие, а раз никакого
противоположного условия нет, то суждение и решение являются не только
излишними, но и невозможными. Тогда индивид просто не может не стать
статистической единицей и, значит, "клеточкой" Государства или любого другого
абстрактного принципа порядка.
|
|