|
Нарушения в сфере коллективного бессознательного присутствовали у каждого из
моих немецких пациентов. Можно было бы объяснить эти нарушения с позиции
причинности, но подобное объяснение не вполне удовлетворительно, поскольку
архетипы легче понять исходя из цели, которой они служат, чем основываясь на
причинно-следственной связи. Наблюдавшиеся мной архетипы выражают первобытные
инстинкты, насилие и жестокость. Когда я изучил достаточное количество таких
случаев, мое внимание привлекло специфическое состояние ума, преобладающее в
Германии. Я видел лишь признаки депрессии и повышенного беспокойства, но это не
усыпило мою подозрительность. В то время я напечатал в газете предположение,
что "белокурая бестия" просыпается от тяжкого сна, и в этом случае взрыв
является вполне возможным. (См. "The Role of the Unconscious", пар. 17.)
Как стало ясно в последующие годы, это состояние ни в коем случае нельзя
считать чисто Тевтонским феноменом. Атака примитивных психических сил носила
более или менее всеобщий характер. Единственное отличие заключалось в самом
германском менталитете, который лишний раз доказал свою большую
чувствительность по причине заметной склонности немцев к массовой психологии.
Более того, поражение и социальные катастрофы усилили стадный инстинкт в
Германии, так что весьма и весьма вероятно, что Германия стала первой жертвой
среди Западных наций - жертвой массового движения, возникшего по причине
подъема сил, до того спящих глубоко в бессознательном, и готовых прорваться
через любые моральные заслоны. Эти силы, в соответствии с правилами, о которых
я уже говорил, должны были сыграть роль компенсации. Если подобное
компенсаторное движение не интегрируется в сознании индивида, это приводит к
неврозу или даже психозу, и то же самое действительно для коллектива.
Совершенно ясно, что-то не то происходит с сознательным отношением к
осуществлению подобного компенсаторного движения; нечто должно быть не в
порядке или патологически увеличено, потому что только дефектное сознание может
вызвать противодействие со стороны бессознательного. Что ж, как нам известно,
очень многое было не в порядке, и мнения на этот счет совершенно расходятся.
Какое мнение ближе всего к истине, мы узнаем лишь ex effectu (По результату
(лат) - Прим.перев.); то есть мы сможем определить, каковы же нарушения
сознания были характерны для нашего времени, только выяснив, какого рода
реакцию они вызвали у бессознательного.
Как я уже говорил, волна, поднявшаяся из глубин бессознательного после Первой
Мировой войны, нашла отражение в индивидуальных сновидениях, в форме
коллективных, мифологических символов, выражавших первобытные инстинкты,
насилие и жестокость: короче говоря, силы тьмы. Когда подобные символы
проявляются у большого числа индивидов и являются для них необъяснимыми, они
притягивают таких индивидов друг к другу словно магнитом, и так формируется
толпа. Лидер для нее вскоре найдется - личность, имеющая наименьшую
сопротивляемость, наименьшее чувство ответственности, и, по причине своих
низменных склонностей, наибольшую волю к власти. Он даст волю всему тому, что
вот-вот готово взорваться, и толпа последует за ним, подобно неудержимой
снежной лавине.
Я наблюдал Германскую революцию, так сказать, в испытательной пробирке
личности, и полностью отдавал себе отчет в огромной опасности, которую
заключала возможность объединения подобных людей. Но в то время я не знал,
достаточно ли их в Германии, чтобы сделать такой взрыв неизбежным. Тем не менее,
мне довелось встретить довольно большое число таких случаев, и пронаблюдать
развертывание темных сил в лаборатории индивидуальной психики. Я смог
проследить, как эти силы прорывались наружу, разрушая мораль и самоконтроль
личности, и, подобно наводнению, захлестывали мир ее сознания. Часто это было
связано с большим страданием и разрушением личности; но когда индивиду
удавалось ухватиться за спасительную соломинку рационального или сохранить узы
человеческих взаимоотношений, новая компенсация осуществлялась в
бессознательном сущим хаосом сознательного мышления, и такая компенсация могла
интегрироваться в сознание. Одновременно появлялись новые символы, имеющие
коллективную природу, но теперь уже отражающие силы порядка. Эти символы были
наделены мерой, пропорцией и симметричностью композиции, что выражалось в их
специфичной математической и геометрической структуре. Они представляли собой
осевые симметричные системы, известные как мандалы. Я боюсь, что не смогу
разъяснить здесь эти в высшей степени технические моменты, но все же, как ни
темен смысл такого изложения, я должен вскользь упомянуть о них, поскольку они
представляют проблеск надежды, а надежда необходима нам в нынешнее время
распада и хаотического беспорядка.
Повсеместная растерянность и беспорядок отражают аналогичные процессы,
происходящие в уме индивида, но это отсутствие ориентира компенсируется в
бессознательном архетипами порядка. Здесь я снова должен указать на то, что
если эти символы порядка не интегрируются в сознание, то силы, ими выражаемые,
могут накапливаться, достигая опасного уровня концентрации, как это произошло с
силами разрушения и беспорядка двадцать пять лет назад. Интеграция
бессознательного содержания является актом индивидуальной реализации, понимания
и оценки. Это наиболее трудная задача, требующая наивысшего уровня этической
ответственности. Лишь относительно небольшое число индивидов способно на такое
достижение, и они являются не политическими, а моральными лидерами человечества.
Поддержка и дальнейшее развитие цивилизации зависит от этих личностей,
поскольку совершенно очевидно, что сознание масс отнюдь не улучшилось со времен
Первой Мировой войны. Только некоторые склонные к размышлениям умы извлекли для
себя пользу, а их моральный и интеллектуальный горизонты были в значительной
степени расширены через осознание подавляющей силы зла и того факта, что
|
|