|
Осирис - пшеница, Мондамин - кукуруза. Символы соответствуют психическому факту,
который с точки зрения сознания имеет значение только чего-то такого, что
можно чему-то уподобить, с чем-то сравнить, а его действительная природа
остается незамеченной. Символ рыбы непосредственно показывает это:
"питательное" влияние бессознательных содержаний поддерживает жизненность
сознания посредством беспрерывного притока энергии; само сознание не
вырабатывает эту энергию. К трансформации способен лишь этот незаметный корень
сознания который почти незримо (т. е. бессознательно) снабжает сознание своей
энергией. Поскольку бессознательное дает нам ощущение чего-то чужеродного и
отличного от эго, совершенно естественно, что его должен символизировать
чужеродный знак. Таким образом, с одной стороны, этот символ совершен о
незначителен, а с другой - значителен настолько, насколько и потенциально
содержит в себе эту "круглую" полноту, которой не хватает сознанию. Эта
"круглая" вещь - великое сокровище, которое спрятано в пещере бессознательного,
и его персонификацией является это индивидуальное существо, которое
представляет высший союз сознания и бессознательного. Этот образ заслуживает
сравнения с Хираньягарбхой, Пурушей, Атманом мистическим Буддой. По этой
причине Юнг решил на назвать это "самостью". Под этим понятием он понимает
психическую всеобщность и в то же время некий центр, причем ни одно, ни другое
не совпадает с эго, но включает его, подобно тому, как большой круг заключает
в себя меньший.
Как утверждает Юнг ощущение бессмертия происходит из специфического ощущения
расширения в пространстве и во времени.
Проявление Духа
В сновидениях образ отца имеет "духовный" характер т.к. побуждает к
утверждениям, действиям, склонностям, взглядам т. д., духовность которых вряд
ли кто-то станет отрицать. У мужчин положительный отцовский комплекс очень
часто приводит к легковерию по отношению к авторитетам и явной выраженной
готовности склоняться перед всякого рода духовными догмами ценностями; в то же
время у женщин он вызывает живейшее духовное вдохновение и заинтересованность.
В сновидениях именно от фигуры отца исходят решающие убеждения, запрещения и
мудрые советы. Незримость этого источник часто подчеркивается тем, что он
заключается просто в авторитетном голосе, выносящем окончательные суждения.
Поэтому это преимущественно фигура "мудрого старца", олицетворяющего духовный
фактор. Иногда эта роль исполняется и "настоящим" духом, а именно, призраком
умершего, реже - гротескными гномообразными фигурами или говорящими животными.
Как показывает опыт, карликовые формы встречаются преимущественно у женщин. У
обоих полов дух может также принимать форму мальчика или юноши. У женщин он
соотносится с т.н. позитивным анимусом, который обозначает возможность
сознательного духовного усилия. У мужчин его смысл определить не так просто. Он
может быть позитивным; в этом случае он выражает "высшую " личность, самость
или filius regius (Царский сын) , как его понимали алхимики. Но он также может
быть негативным, где он обозначает детскую тень. В обоих случаях мальчик
обозначает одну и ту же форму духа. Старик и мальчик гармонируют друг с другом.
Эта пара занимает значительное о в алхимии в качестве символа Меркурия.
Никогда не удается установить со стопроцентной определенностью, являются ли
образы сновидений положительными в моральном смысле. Нередко они двуличны, если
не откровенно злонамеренны.
Грандиозный план, в соответствии с которым строится бессознательная жизнь души,
находится совершенно за пределам нашего понимания, так что нам никогда
неведомо, не является ли какое-либо зло необходимым для того, чтобы посредством
энантиодромии совершилось добро, и не приведет ли какое- либо добро ко злу.
Иногда дух добропорядочности, рекомендуемый ап. Павлом, может заключаться при
самых лучших намерениях не в чем ином, как в осторожном и терпеливо ожидании
того, каким образом все сложится в конце концов.
"Мудрый старец" приходи в сны под видом волшебника, доктора, священника,
учителя, профессора, деда или в образе любой другой личности, имеющей
авторитет. Архетип духа в форме человека, домового или животного всегда
проявляется в ситуации, когда появляется необходимость в проницательности,
понимании, добром совете, решительности, умении планировать, а своих
собственных ресурсов для этого не хватает. Архетип компенсирует это состояние
духовного дефицита содержанием, которое восполняет пробел
Часто в сказках старец задает вопросы типа: кто? Почему? откуда? куда?"' - для
того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он
дает необходимый магический талисман - неожиданное и невероятное средство для
достижения успеха, являющееся (как в хорошем, так и в плохом) одной из
особенностей целостной личности. Но вмешательство старика - спонтанная
объективация архетипа - оказывается жизненно необходимым, так как сознание само
по себе уже не в состоянии подвести личность к той точке, где ей будет дана эта
необычайная мощь. Поэтому не только в сказках, но и в жизни вообще необходимо
объективное вмешательство архетипа, который согласовывает чисто аффективные
реакции с цепочкой внутренних столкновений и осознаний. Это Приводит
возникновению вопросов: Кто? Где? как? почему7 - и таким способом дается знание
непосредственной ситуации, а также и ближайшей цели. Результатом становится
озарение и распутывание фатальных конфликтов, которое часто имеет характер
определенно магический - переживание, небезызвестное психотерапевтам.
Тенденция старца будить мышление также имеет форму убеждения людей в
необходимости "отложить решение до следующего утра". Так, он говорит девочке,
которая ищет своих потерянных братьев: "Ложись, утро вечера мудренее". Он
помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую попал по своей вине,
|
|