|
хитон Несса и шагнуть в испепеляющий огонь бессмертия для того, чтобы вернуть
себе свой настоящий облик. С небольшим преувеличением можно сказать, что
персона-маска - это то чем человек не является на самом деле, но тот, кем он
сам считает себя и кем его считают другие. В любом случае искушение быть таким,
каким ты кажешься другим, очень велико, так как эта роль всегда вознаграждается.
Существуют и другие факторы, которые могу овладеть личностью. Один из наиболее
важных - так называемая его "подчиненная функция". Подчиненная функция
практически идентична с темной стороной человеческой личности. Темнота, которая
цепляется к каждой личности,- это дверь в бессознательное и ворота снов, откуда
эти две неясные фигуры - тень и анима - входят в наши ночные видения или,
оставаясь незримыми, завладевают нашим эго-сознанием. Человек, одержимый своей
тенью, всегда вредит самому себе и попадает в свои же сети. Всякий раз, когда
это возможно, он предпочитает производить неприятное впечатление на других
людей. В конце концов удача навсегда отворачивается от него, потому что он
живет ниже своего уровня и в лучшем случае только добивается того, что его не
устраивает. И если порога, об который можно споткнуться' нет, то он непременно
его для себя создаст и потом будет наивно верить что сделал что-то полезное.
Одержимость, вызываемая анимой или анимусом, имеет иной вид. Прежде всего, эта
метаморфоза личности придает выпуклость тем особенностям, которые являются
характерными для противоположного пола: в мужчинах - женским, в женщинах -
мужским. В состоянии одержимости оба образа теряют свою привлекательность и
ценность, а сохраняются они только тогда, когда отворачиваются от мира и
углубляются в себя, когда служат мостом в бессознательное. Обращенная к миру
анима - непостоянна, капризна, легко поддается настроениям, неуправляема,
эмоциональна, временами ее посещают демонические интуиции, она склонна к
жестокости, злобности, лживости, унынию, двуличию и мистике. Анимус - упрям,
деспотичен, догматичен, спекулятивен, созерцателен, он бесконечно толкует о
принципах, придумывает законы; Часто он - реформатор, буквоед и спорщик. У
обоих плохой вкус: анима окружает себя низкопоклонниками, а анимус позволяет
посредственному мнению вводить себя в заблуждение.
Естественные трансформационные процессы дают о себе знать главным образом во
сне. Символом возрождения является длительный процесс внутренней трансформации
и перерождения в другое существо. Это "другое существо" является находящимся в
на самих другим человеком. Это та более значительная и сильная личность,
которая созревает внутри нас и с которой мы уже встречались в качестве
внутреннего друга души. Вот почему всякий раз, когда находим в ритуале
изображение друга или, мы чувствуем утешение. Эти взаимоотношения - тайна для
научного интеллекта, ибо он приучен рассматривать их без всякого сочувствия. Но
если бы он принял внимание чувства, то мы бы обнаружили, что это тот самый друг,
которого бог солнца берет с собой на свою колесницу, как это изображается на
надгробиях. Это представление о дружбе между двумя людьми является простым
отражением внутренних процессов: оно обнаруживает наше отношение к этому
внутреннему другу нашей души, в которого нас хотела бы превратить природа, к
тому другому человеку, которым мы также являемся, но все же никогда не сможем
стать им полностью. Мы похожи на близнецов один из которых смертен, а другой
бессмертен, и которые не смотря на то, что они всегда вместе, не могут стать
полностью одним. Трансформационные процессы стремятся приблизить их друг к
другу, но наше сознание сопротивляется этому, так как другой человек кажется
странным и жутким, и поэтому мы не можем привыкнуть к мысли, что не являемся
полным хозяином своего собственного дома. Мы предпочитаем всегда быть "я" и
ничем другим. Но мы стоим лицом к лицу с нашим внутренним другом или врагом, и
то, является ли он нам другом или врагом, зависит от нас.
Какая ужасная бездна сомнения разверзнется тогда? Какого сумасшествия мы
должны тогда ожидать? Из всего этого можно заключить, что от возникающих
образов богов лучше отказываться и что эго-сознанию лучше верить в свое
собственное верховенство, чем продолжать "движение ассоциации". Можно также
понять, почему внутренний друг так часто кажется нам нашим врагом, и почему он
так далек, и голос его так слаб. Тот, кто близок к нему, "близок к огню".
Что-то подобное мог иметь в виду один из алхимиков, который писал: "Выбери в
качестве своего Камня того, благодаря которому коронуются короли, а целители
исцеляют своих больных, ибо он близок к огню". Алхимики проецировали
внутренние явления на внешние образы, поэтому для них внутренний друг выступал
в форме " Камня ", о котором "Золотой тракта" говорит: "Поймите вы, сыны
мудрости, что этот безмерно драгоценный Камень кричит вам: "Защити меня, и я
защищу тебя. Дай мне то, что мне принадлежит, чтобы я смог помочь тебе". К
этому комментатор добавляет "Ищущий правды слышал, что Камень и Философ говорил
как будто бы одним и тем же ртом". Философ - это Гермес, а Камень
идентифицируется с Меркурием, латинским Гермесом.
Символы трансформаций
Всякий, кто подпадает в пещеру, т. е. потайное место, которое находится внутри
каждого нас, или в лежащую за сознанием темноту, обнаруживает себя вовлеченным
в сперва бессознательный процесс превращения. Проникая в бессознательное, он
устанавливает связь со своей бессознательной сутью. Это может кончиться важным
изменением личности в позитивном или негативном смысле. Трансформация часто
интерпретируется как продление естественной продолжительности жизни, или как
подлинное бессмертие.
Бессмертное существо рождается из чего-то простого и забытого или из
совершенно невероятного источника. Питательный характер субстанции, способной к
трансформации или божественности, порожден многими легендами: Христос- хлеб,
|
|