Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Карл Густав Юнг :: Юнг Карл Густав - Сознательный разум
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-
 
или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся 
герою в его странствиях. Он помогает общаться с животными, особенно с  птицами. 
Старец знает, какая дорога ведет к цели и показывает се герою. Он предупреждает 
о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы 
встретить их во всеоружии. 
 Во снах может появляться образ Лешего. Он выступает здесь как растительное и 
древесное божество, которое главенствует в лесах, а через русалок связано и с 
водой, что ясно показывает  его связь с бессознательным, ибо последнее часто 
выражается посредством символов леса и воды. Равным образом связь с 
бессознательным существует и когда старик появляется в образе гнома.
 ТРИКСТЕР
 Если рассматривать трикстера как параллель индивидуальной тени, возникает 
вопрос: можно ли  тенденцию к осмысленности наблюдать также у субъективной и 
личной тени. Поскольку тень свободно появляется в феноменологии сновидений в 
форме определенного образа, мы можем ответить на вопрос положительно: тень, 
хотя она и является по определению отрицательным образом, порой имеет явные и 
четко различимые черты и ассоциации, которые указывают на совершенно иное 
основание так, словно бы под не располагающей внешностью она прятала значимое 
содержание Это подтверждается опытом; но еще более важно то, что за этими 
скрытыми [содержаниями] обычно оказываются нуминозные образы. Ближайшим образом,
 стоящим за тенью, является анима. .
 Понятия психологии комплексов, по сути, являются не рассудочными 
формулировками, а наименованиями определенных сфер опыта, и хотя их можно 
описать, они остаются мертвыми и ничего не говорящими любому, кто их не пережил.
 Так, я заметил, что обычно люди не испытывают трудностей, пытаясь обрисовать 
себе, что подразумевается под тенью, даже если они предпочитают латинский или 
греческий жаргон, который звучит более "научно". Но понять, что такое анима, 
стоит им огромных усилий. Они принимают ее довольно легко, когда она появляется 
в романах или в качестве кинозвезды, но совершенно не воспринимают ее, когда 
дело доходит до роли, которую она играет в их собственной жизни, потому что она 
суммирует все, больше чего человеку никогда не достичь и к чему он никогда не 
перестанет стремиться . По этой причине с ней всегда связано эмоциональное 
возбуждение. Степень бессознательного, с которой сталкиваешься в этой связи, 
мягко говоря, поразительна. Поэтому практически невозможно заставить мужчину, 
который боится своей женственности, понять, что подразумевается под анимой.
 Тень может быть осознана только через взаимоотношения с партнером, анима же и 
анимус - только через отношения с партнером противоположного пола, ибо лишь 
внутри таких взаимоотношений начинают действовать их проекции. Признание анимы 
у мужчины создает триаду, одна треть которой трансцендентна: триада состоит из 
мужчины-субъекта, противоположного ему субъекта-женщины, и трансцендентной 
анимы. У женщины ситуация обратна. Недостающим четвертым элементом который 
превратил бы триаду в тетраду, у мужчины будет архетип Мудрого Старца (мною 
здесь не обсуждавшийся), а у женщины - Хтонической Матери. Все четыре элемента 
вместе образуют наполовину имманентную и наполовину трансцендентную тетраду - 
архетип, который я называю брачным кватернионом
 Крайне важно, чтобы эго укоренилось в мире сознания и чтобы сознание 
усиливалось весьма тщательной адаптацией. Для этих целей в моральном плане 
очень полезны такие добродетели, как внимательность, совестливость, терпение и 
т.п., а в интеллектуальном плане - старательное наблюдение за симптоматикой 
бессознательного и объективная самокритичность.
 Возможно два дисгармоничных развития: 
 * в первом случае реальность нужно защищать от архаического, "вечного" и 
"вездесущего" состояния сна; 
 рекомендуется мобилизация всех позитивных качеств,
 * во втором - сон отвоевывает себе место за счет мира сознания
 самонадеянность эго может быть ослаблена только моральным поражением. Оно 
необходимо, ибо иначе никогда не будет достигнута средняя степень скромности, 
существенно важная для поддержания баланса. Дело не в том, чтобы ослабить 
мораль саму по себе, но в том, чтобы приложить моральные усилия в другом 
направлении. Например, недостаточно совестливый человек должен сделать 
моральное усилие дабы исправить свой недостаток; но для того, кто неплохо 
укоренился в мире благодаря собственным усилиям, будет большим моральным 
достижением нанести поражение своим добродетелям, ослабив связи с миром и 
действенность собственной адаптации. 
 Так что, когда и предлагаю понимать обнаруживаемые нами в себе импульсы как 
"божью волю", я стараюсь подчеркнуть, что в них надо видеть не произвольное 
желание и воле изъявление, а некие абсолютные величины, с коими нужно научиться 
правильно обращаться. Воля способна лишь частично контролировать их. Она в 
состоянии подавить их, но не изменить их природу, и то, что было однажды 
подавлено, выплывает снова, в другом месте и в измененной форме, но на этот раз 
- нагруженное раздражением, превращающим ранее безобидный природный импульс в 
нашего врага.
 Фигура Христа не так проста и недвусмысленна, как хотелось бы. Христос имеет 
несколько символов или "аллегорий", общих с дьяволом. В их числе Юнг называет 
льва, змею (coluber, "гадюку"), птицу (дьявол = nocturna avis [ночная птица] ), 
ворона, (Христос = пусtiсоrax, "ночная цапля"), орла и рыбу, драконы, скорпионы,
 лисы, кошки, мыши. Следует также заметить, что Люцифер, Утренняя Звезда, 
обозначает как дьявола, так и Христа. Наряду со змеей, рыба - одна из 
древнейших аллегорий. Стоит хотя бы только упомянуть возрождение в купели, где 
принимающий крещение плавает, подобно рыбе .
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-