Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Зигмунд Фрейд :: О НАРЦИЗМЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-
 
а говорить о повышении или понижении этой эрогенности в том или другом 
месте организма. Параллельно с каждым таким изменением эрогенности в органах 
могла бы изменяться концентрация либидо на Я. В этих моментах мы должны искать 
первопричину ипохондрии, считая, что она может иметь на распределение либидо 
такое же влияние, какое имеет органическое заболевание какого-нибудь органа.

Нетрудно заметить, что, следуя такому ходу мыслей, мы наталкиваемся на проблему 
не только ипохондрии, но и других актуальных неврозов, неврастении и невроза 
страха. Но ограничимся вышеизложенным и не будем переступать границы психологии 
при изучении чисто психологических явлений, углубляясь так далеко в область 
физиологического исследования. Достаточно только упомянуть, что, исходя из 
данной точки зрения, можно предположить, что ипохондрия находится в таком же 
отношении к парафрении, в каком другие актуальные неврозы находятся к истерии и 
неврозу навязчивости, т.е. зависят в такой же степени от Я-либидо, как те от 
объект-либидо, а ипохондрический страх находится в таком же взаимоотношении к 
Я-либидо, в каком невротический страх относится к объект-либидо. Далее, если мы 
уже усвоили себе взгляд, что механизм заболевания и симптомо-образования при 
“неврозах перенесения”, т.е. процесс развития от интроверзии к депрессии, 
необходимо связывать с накоплением и застоем либидо объектов, то мы должны 
также усвоить себе представление о накоплении в застое Я-либидо и привести его 
в связь с феноменами ипохондрии и парафрении.

Но тут мы должны будем задать себе другой интересный вопрос: почему такой 
застой либидо-Я ощущается как нечто весьма неприятное. Я ограничился бы ответом,
 что неудовольствие (Un-lust) является выражением высшего напряжения, т.е. оно 
представляет из себя известную величину материального процесса, ведущего к 
накоплению внутреннего напряжения, воспринимаемого психически как чувство 
неприятного, неудовольствия. Решающим моментом в развитии чувства 
неудовольствия является. однако, не абсолютная величина этого материального 
процесса, а скорее известная функция этой абсолютной величины. Стоя на такой 
точке зрения, можно решиться подойти вплотную к вопросу, откуда вообще берется 
психологическая необходимость переступить границы нарцизма и сосредоточить свое 
либидо на объектах. Ответ, вытекающий из общего хода наших рассуждений, 
следующий: необходимость в этом наступает тогда, когда концентрация либидо на Я 
переходит определенную границу. Сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце 
концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только 
заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить.
 Это похоже приблизительно на то, как Н. Heine изображает психогенезис 
сотворения 
мира:
		“Болезнь, вероятно, была последней 
причиной		Всего стремления к 
творчеству:		Созидая, мог я выздороветь,
		Созидая, стал я здоров”.

Нам известно, что наш душевный аппарат в первую очередь является для нас 
орудием, при помощи которого мы справляемся с возбуждениями, обыкновенно 
воспринимаемыми нами мучительно и грозящими оказать на нас патогенное влияние. 
Психическая переработка этих возбуждений достигает исключительного напряжения, 
чтобы направить по внутреннему душевному руслу те возбуждения, которые не 
способны найти себе непосредственный выход наружу или для которых в данную 
минуту не желателен такой выход. Но для такой внутренней переработки сначала 
безразлично, производится ли она над реальными или воображаемыми объектами. 
Различие проявляется лишь позже, когда переход либидо па нереальные объекты 
(Introversio) ведет к застою его. Подобная же внутренняя переработка либидо, 
вернувшегося от объектов к Я, делает возможным развитие бреда величия при 
парафрении; весьма вероятно, что только после того как проявляется 
несостоятельность этого бреда, концентрация либидо на Я становится патогенной и 
вызывает процесс, который в дальнейшем развитии своем наблюдается нами в форме 
болезни.

Теперь я попробую несколько углубиться в механизм парафрении и изложить 
некоторые взгляды, которые, как мне кажется, уже теперь заслуживают внимания. 
Различие между нарцистическими заболеваниями (парафрения, паранойя) и неврозами 
nepeнecения я вижу в том, что либидо, освободившись вследствие 
несостоятельности данного лица в жизненной борьбе, не останавливается .на 
объектах фантазии, а возвращается к Я; бред величия в таком случае 
соответствует психическому преодолению этих масс либидо, т.е. интроверзии в 
область фантазии при “неврозах перенесения”; несостоятельность этой психической 
деятельности (бреда) г ведет к развитию ипохондрии при парафрении, вполне 
гомологичной страху при “неврозах перенесения”. Нам известно, что страх этот 
может смениться дальнейшими продуктами психической переработки в виде конверзий,
 “реактивных образований”, защитных мер (фобий). При парафрении вместо всех 
этих процессов наступает попытка к самоизлечению, которая и вызывает все 
наблюдаемые нами явления болезни. Так как парафрения часто,— если не в 
большинстве случаев,— влечет за собой лишь частичный уход либидо от объектов, 
то в картине ее можно различить три группы явлений: 1) явления, связанные с 
сохранившейся нормальностью или неврозом (остаточные явления); 2) явления 
болезненного процесса (отход либидо от объектов, сюда же относятся бред величия,
 ипохондрия, аффективные нарушения, все регрессии); 3) явления самоизлечения, 
возвращающего либидо к объектам по образцу истерии (Dementia praecox, 
раraphrenia) или
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-