|
по образцу невроза навязчивости (paranoia). Этот возврат
привязанности либидо исходит из другого уровня психики и протекает при
совершенно других условиях, чем первичные привязанности. Различие между
образовавшимися при таком вторичном возврате либидо к объектам “неврозами
перенесения” и соответствующими картинами нормального Я должно было бы раскрыть
нам самое глубокое понимание структуры нашего душевного аппарата.
Третий подход к изучению нарцизма открывает нам любовная жизнь людей в ее
различной дифференциации у мужчин и женщин. Подобно тому, как Я-либидо
оказалось для нас сначала покрытым либидо-объектом, мы сначала заметили, что
ребенок (и юноша) при выборе своих сексуальных объектов исходит из своих
переживаний, связанных с удовлетворением основных потребностей влечений Я.
Первые автоэротические сексуальные удовлетворения переживаются в связи с
важными для жизни, служащими самосохранению функциями. Сексуальные влечения
сначала присоединяются к удовлетворению влечения Я и лишь впоследствии
приобретают независимую от последних самостоятельность; это присоединение
сказывается, однако, также и в том, что лица, которые кормят, ухаживают и
оберегают ребенка, становятся первыми сексуальными объектами его, как-то мать
или лицо, заменяющее ее.
Наряду с этим типом и этим источником выбора объекта, который можно назвать
ищущим опоры типом (Aniehungstypus), аналитическое исследование познакомило нас
еще с одним типом, которого мы вовсе не ожидали встретить. Мы нашли — особенно
ясно это наблюдается у лиц, у которых развитие либидо претерпело некоторое
нарушение, как, например, у извращенных и гомосексуальных,— что более поздний
объект любви избирается этими лицами не по прообразу матери, а по их
собственному. Они, очевидно, в объекте любви ищут самих себя, представляют из
себя такой тип выбора объекта, который следует назвать нарцистическим. Это
наблюдение и послужило самым решающим мотивом, побудившим нас выставить
положение, что нарцизм составляет определенную стадию развития либидо.
Мы вовсе не пришли к решению, что все люди распадаются на две резко различные
группы в зависимости от того, имеется ли у них нарцистический или опорный тип
выбора объекта, а предпочитаем допустить, что каждому человеку открыты оба пути
выбора объекта, и предпочтение может быть отдано тому или другому. Мы говорим,
что человек имеет первоначально два сексуальных объекта: самого себя и
воспитывающую его женщину, и при этом допускаем у каждого человека первичный
нарцизм, который иногда может занять доминирующее положение при выборе объекта.
Сравнение мужчины и женщины показывает, что по отношению к типу выбора объекта
наблюдаются основные, хотя, разумеется, и не абсолютно закономерные различия.
Глубокая любовь к объекту по опорному типу в сущности характерна для мужчины. В
ней проявляется такая поразительная сексуальная переоценка объекта, которая,
вероятно, происходит от первоначального нарцизма ребенка и выражает перенесение
и этого нарцизма на сексуальный объект. Такая сексуальная переоценка делает
возможным появление своеобразного состояния влюбленности, напоминающего
невротическую навязчивость, которое объясняется отнятием либидо у Я в пользу
объекта. Иначе происходит развитие у более частого, вероятно, более чистого и
настоящего типа женщины. Вместе с юношеским развитием и формированием до того
времени латентных женских половых органов наступает в этих случаях усиление
первоначального нарцизма, неблагоприятно действующего на развитие настоящей,
связанной с сексуальной переоценкой любви к объекту. Особенно в тех случаях,
где развитие сопровождается расцветом красоты, вырабатывается самодовольство
женщины, вознаграждающее ее за то, что социальные условия так урезали ее
свободу в выборе объекта.
Строго говоря, также женщины любят самих себя с той же интенсивностью, с какой
их любит мужчина. У них и нет потребности любить, а есть потребность быть
любимой, и они готовы удовлетвориться с мужчиной, отвечающим этому главному для
них условию. Значение этого женского типа в любовной жизни людей нужно признать
очень большим. Такие женщины больше всего привлекают мужчин не только по
эстетическим мотивам, . так как они обычно отличаются большой красотой, но
также и вследствие интересной психологической констелляции. А именно нетрудно
заметить, что нарцизм какого-нибудь лица. по-видимому, очень привлекает тех
людей другого типа, которые отказались от переживания своего нарцизма в полном
его объеме и стремятся к любви к объекту; прелесть ребенка заключается в
значительной степени в его нарцизме, самодовольстве и недоступности так же, как
и прелесть некоторых животных, которые производят впечатление, будто им все в
мире безразлично, как, например, кошки и большие хищники, и даже великие
преступники, и юмористы в поэзии захватывают нас благодаря той нарцистической
последонательности, с которой они умеют отстранять от своего Я все их
принижающее. Словно мы завидуем им за то, что они сохранили счастливое душевное
состояние неуязвимой позиции либидо, от которой мы уже давно отказались. Но
большая прелесть нарцистической женщины не лишена и оборотной стороны медали;
добрая доля неудовлетворенности влюбленного мужчины, сомнения в любви женщины,
жалобы на загадочность ее существа коренятся в этом несовпадении типов выбора
объекта. Быть может, не лишнее будет здесь подчеркнуть, что при описании любви
у женщины я далек от какой-либо тенденции унизить женщину. Помимо того что мне
чужды вообще какие бы то ни было тенденции, мне также известно, что такое
развитие в различных направлениях дифференциации функций соответствует очень
сложным
|
|