|
лифы, извилистой вязью покрывающие всю рыбу,
словно изысканная парча. Без сомнения, этот рисунок тоже является сигналом,
позволяющим узнавать свой вид, но он предназначен для того, чтобы его могли
видеть вблизи со¬родичи, плывущие рядом. Точно так же, вне всяких сомнений,
плакатные краски территориально-агрессивных коралловых рыб приспособлены для
того, чтобы их можно было заметить и узнать на возможно большем расстоянии. Что
узнавание своего вида вызывает у этих животных яростную агрессив¬ность - это мы
уже знаем.
Многие люди - в том числе и те, кто в остальном понимает природу, - считают
странным и совершенно излишним, когда мы, биологи, по поводу каждого пятна,
которое видим на каком-нибудь животном, тотчас задаемся вопросом - какую
видосохраняющую функцию могло бы выполнять это пятно и какой естественный отбор
мог бы привести к его появлению. Более того, мы знаем из опыта, что очень
многие ставят нам это в вину как проявление грубого материализма, слепого по
отношению к ценностям и потому достой¬ного всяческого осуждения. Однако
оправдан каждый вопрос, на который су¬ществует разумный ответ, а ценность и
красота любого явления природы ни¬коим образом не страдают, если нам удается
понять, почему оно происходит именно так, а не иначе. Радуга не стала менее
прекрасной от того, что мы узнали законы преломления света, благодаря которым
она возникает.
Восхитительная красота и правильность рисунков, расцветок и движений наших рыб
могут вызвать у нас лишь еще большее восхищение, когда мы уз¬наем, что они
существенно важны для сохранения вида украшенных ими живых существ. Как раз о
великолепной боевой раскраске коралловых рыб мы знаем уже вполне твердо, какую
особую роль она выполняет: она вызывает у соро¬дича - и только у него -
яростный порыв к защите своего участка, если он находится на собственной
территории, и устрашающе предупреждает его о боевой готовности хозяина, если он
вторгся в чужие владения. В обеих функциях это как две капли воды похоже на
другое прекрасное явление при¬роды - на пение птиц; на песню соловья, красота
которой "поэта к твор¬честву влечет", как хорошо сказал Рингельнац. Как
расцветка коралловой рыбы, так и песня соловья служат для того, чтобы издали
предупредить своих сородичей - ибо обращаются только к ним, - что здешний
участок уже нашел себе крепкого и воинственного хозяина.
Если проверять эту теорию, сравнивая боевое поведение плакатно и тускло
расцвеченных рыб, находящихся в близком родстве, обитающих в од¬ном и том же
жизненном пространстве, то теория подтверждается полностью. Особенно впечатляют
те случаи, когда яркий и тусклый виды принадлежат к одному роду. Так, например,
есть принадлежащая к группе "демуазель" рыба простой поперечнополосатой окраски,
которую американцы называют "старший сержант", - это мирная рыба, держащаяся в
стаях. Ее собрат по роду "абу¬дефдуф" - роскошная бархатно-черная рыба с
ярко-голубым полосчатым узо¬ром на голове и передней части тела и с желтым,
цвета серы, поперечным поясом посреди туловища, - напротив, пожалуй самый
свирепый вид из всех оседлых, с какими я познакомился за время изучения
коралловых рыб. Наш большой аквариум оказался слишком мал для двух крошечных
деток этого ви¬да, длиной едва по 2,5 см. Одна из них "застолбила" весь
аквариум, дру¬гая влачила жалкое существование в левом верхнем переднем углу,
за стру¬ей пузырьков от аэратора, которая прятала ее от глаз враждебного
собра¬та. Другой хороший пример дает сравнение рыб-бабочек. Единственный среди
них уживчивый вид, какой я знаю, в то же время имеет и единственную в своем
роде расцветку, состоящую из деталей настолько мелких, что харак¬терный рисунок
можно различить лишь на очень малом расстоянии.
Но наиболее примечательным является тот факт, что коралловые рыбы, которые в
молодости расцвечены плакатно, а в зрелом возрасте тускло, - демонстрируют
такую же корреляцию между окраской и агрессивностью: в мо¬лодости они яростно
защищают свою территорию, но с возрастом становятся несравненно более
уживчивыми.
Многие из них производят даже впечатление, что им необходимо снять боевую
раскраску, чтобы вообще допустить мирное сближение разных полов. Это,
несомненно, верно для одного из родов группы "демуазель" - пестрых рыбок, часто
резкой черно-белой расцветки, - размножение которых в аква¬риуме я наблюдал
несколько раз; ради нереста они меняют свою контрастную окраску на тускло-серую,
но тотчас же после нереста вновь поднимают свои боевые знамена.
3. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АГРЕССИЯ
Часть силы той, что без числа,
Творит добро, всему желая зла.
Гете
Для чего вообще борются друг с другом живые существа? Борьба - везде¬сущий в
природе процесс; способы поведения, предназначенные для борьбы, как и оружие,
наступательное и оборонительное, настолько высоко развиты и настолько очевидно
возникли под селекционным давлением соответствующих видосохраняющих функций,
что мы, вслед за Дарвином, несомненно, должны заняться этим вопросом.
Как правило, неспециалисты, сбитые с толку сенсационными сказками прессы и кино,
представляют себе взаимоотношения "диких зверей" в "зеле¬ном аду" джунглей как
кровожадную борьбу всех против всех. Совсем еще недавно были фильмы, в которых,
например, можно было увидеть борьбу бен¬гальского тигра с питоном, а сразу
вслед затем - питона с крокодилом. С чистой совестью могу заявить, что в
естественных условиях такого не бы¬вает никогда. Да и какой смысл одному из
этих зверей уничтожать другого? Ни один из них жизненных интересов другого не
затрагивает!
Точно так же и формулу Дарвина "борьба за существование", превратив¬шуюся в
модное выражение, которым часто злоупотребляют, непосвященные ошибочно относят,
как правило, к борьбе между различными видами. На са¬мом же деле, "борьба", о
к
|
|