|
Премия Отбора назначается за максимальную боеспособность и боего¬товность самца.
И это снова наталкивает на мысль, которая уже занимала нас в конце 3-й главы.
Может быть, даже весьма вероятно, что эта драчли¬вость египетских гусей,
которая кажется наблюдателю прямо-таки сумасшед¬шей, является следствием
внутривидового отбора и вообще не так уж важна для сохранения вида. Такая
возможность должна нас беспокоить, потому что
- как мы увидим в дальнейшем - подобные соображения касаются и эволюци¬онного
развития инстинкта агрессии у человека.
Кстати, египетский гусь принадлежит к тем немногим видам, у которых
тирумфальный крик в его функции церемонии умиротворения может не срабо¬тать.
Если две пары разделить прозрачной, но непреодолимой сеткой, то они ярятся друг
на друга через нее, все больше входят в раж, - и не так уж редко бывает, что
вдруг, как по команде, супруги каждой пары обраща¬ются друг к другу и затевают
свирепую драку. Почти наверняка того же можно добиться и в том случае, если
посадить в загон к паре "мальчика для битья" того же вида, а затем, когда
избиение будет в разгаре, по возможности незаметно убрать его.
Тут пара поначалу впадает в подлинный экстаз триумфального крика, ко¬торый
становится все более и более буйным, все меньше отличается от
не¬ритуализованной угрозы, - а затем, вдруг, влюбленные супруги хватают друг
друга за шиворот и молотят по всем правилам, что обычно заканчива¬ется победой
самца, поскольку он заметно крупнее и сильнее самки. Но я никогда не слышал,
чтобы накопление нерастраченной агрессии из-за долго¬го отсутствия "злого
соседа" привело у них к убийству супруга, как это бывает у некоторых цихлид.
Тем не менее, и у египетских гусей, и у видов Тааогпа наибольшее зна¬чение
триумфальный крик имеет в функции громоотвода. Он нужен прежде всего там, где
надвигается гроза, т.е. и внутреннее состояние животных, и внешняя ситуация
вызывают внутривидовую агрессию.
Хотя триумфальный крик, особенно у нашей европейской пеганки, и соп¬ровождается
высокодифференцированными, балетно преувеличенными телодви¬жениями, - он в
меньшей степени свободен от первоначальных побуждений, лежащих в основе
конфликта, нежели, скажем, уже описанное, не столь раз¬витое по форме
"приветствие" у многих настоящих уток. Совершенно очевид¬но, что у пеганок
триумфальный крик все еще черпает большую часть энер¬гии из первоначальных
побуждений, конфликт которых некогда дал начало переориентированному действию.
Даже при наличии явного, бросающегося в глаза стремления к нападению
- церемония остается связанной с этими взаимно противодействующими фак¬торами.
Соответственно, у названных видов она подвержена сильным сезон¬ным колебаниям:
в период размножения она наиболее интенсивна, в спокой¬ные периоды ослабевает,
и - разумеется - полностью отсутствует у молодых птиц, до наступления половой
зрелости.
У серых гусей, пожалуй даже у всех настоящих гусей, все это совершен¬но иначе.
Прежде всего, у них триумфальный крик уже не является исключи¬тельно делом
супружеской пары; он объединяет не только целые семьи, но и вообще любые группы
тесно сдружившихся птиц. Эта церемония стала почти или совсем независимой от
половых побуждений, так что выполняется на протяжении всего года и свойственна
даже совсем крошечным птенцам.
Последовательность движений здесь более длинная и более сложная, чем во всех
описанных до сих пор ритуалах умиротворения. В то время как у цихлид, а часто и
у пеганок, агрессия, которая отводится от партнера це¬ремонией приветствия,
ведет к последующему нападению на враждебного со¬седа, - у гусей в
ритуализованной последовательности действий такое на¬падение предшествует
сердечному приветствию. Иными словами, типичная схема триумфального крика
состоит в том, что один из партнеров - как правило, сильнейший член группы,
потому в паре это всегда гусак - напа¬дает на действительного или воображаемого
противника, сражается с ним, а затем - после более или менее убедительной
победы - с громким при¬ветствием возвращается к своим. От этого типичного
случая, схематично изображенного Хельгой Фишер, происходит и само название
триумфального крика.
Временная последовательность нападения и приветст-
вия достаточно ритуализована для того, чтобы вся церемония в целом могла
проводиться и при высокой интенсивности возбуждения, даже в том случае, если
для настоящей агрессии нет никакого повода. В этом случае нападение
превращается в имитацию атаки в сторону какого-нибудь безобид¬ного, стоящего
поблизости гусенка либо вообще проводится вхолостую, под громкие фанфары так
называемого "раската" - глухо звучащей хриплой тру¬бы, которая сопровождает
этот первый акт церемонии триумфального крика. Хотя при благоприятных условиях
атака-раскат может мотивироваться только автономной мотивацией ритуала, такое
нападение значительно облегчается, если гусак оказывается в ситуации,
действительно вызывающей его агрес¬сивность. Как показывает детальный
мотивационный анализ, раскат возника¬ет чаще всего, если птица находится в
конфликте между нападением, стра¬хом и социальными обязательствами. Узы,
связывающие гусака с супругой и детьми, удерживают его на месте и не позволяют
бежать, даже если против¬ник вызывает в нем сильное стремление к бегству, а не
только агрессив¬ность. В этом случае он попадает в такое же положение, как
загнанная в угол крыса, и "геройская" - с виду - храбрость, с какой отец
семейства сам бросается на превосходящего противника, - это мужество отчаяния,
уже знакомая нам критическая реакция.
Вторая фаза триумфального крика - поворот к партнеру, под аккомпане¬мент тихого
гоготанья, - по форме движения совершенно аналогична жесту угрозы и отличается
лишь тем, что направлена чуть в сторону, что обус¬ловлено ритуально
закрепленным переориентированием.
Однако эта "угроза" мимо друга при нормальных обстоятельствах содер¬жит уже
очень мало либо вовсе не содержит агрессивной мотивации, а вызы¬вается только
автономным побуждением самого ритуала, особенным инстинк¬том, который мы вправе
н
|
|