|
ыл.
Так называемое изменение функции - это средство, которым часто пользуются оба
Великих Конструктора, чтобы поставить на службу новым це¬лям устаревший в ходе
эволюции неликвидный фонд. Со смелой фантазией они
- возьмем лишь несколько примеров - из водопроводящей жаберной щели сде¬лали
слуховой проход, заполненный воздухом и проводящий звуковые волны; из двух
костей челюстного сустава - слуховые косточки; из теменного гла¬за - железу
внутренней секреции (шишковидную железу); из передней лапы рептилии - крыло
птицы и т.д. и т.д.
Однако все эти переделки выглядят весьма скромно по сравнению с гени¬альным
маленьким шедевром: из поведенческого акта, который не только первоначально
мотивировался, но и в нынешней своей форме мотивируется внутривидовой агрессией
- по крайней мере частично, - простым способом ритуально зафиксированного
переориентирования получилось умиротворяющее действие. Это не больше и не
меньше как обращение отталкивающего действия агрессии в его противоположность.
Как мы видели в главе о риту¬ализации, обособившаяся церемония превращается в
вожделенную самоцель, в потребность, как и любое другое инстинктивное действие;
а вместе с тем она превращается и в прочные узы, соединяющие одного партнера с
другим. Церемония умиротворения такого рода по самой своей сути такова, что
каж¬дый из товарищей по союзу может выполнять ее лишь со вторым - и ни с кем
больше из собратьев по виду.
Только представьте себе, какая почти неразрешимая задача решена здесь самым
простым, самым полным и самым изящным образом! Двух животных, ко¬торые своей
внешней формой, расцветкой и поведением неизбежно действуют друг на друга, как
красная тряпка на быка (это, впрочем, только в пого¬ворке), нужно привести к
тому, чтобы они мирно ужились в тесном прост¬ранстве, на гнезде, т.е. как раз
на том месте, которое оба считают цент¬ром своих владений и в котором их
внутривидовая агрессивность достигает наивысшего уровня. И эта задача, сама по
себе трудная, дополнительно затрудняется тем обстоятельством, что внутривидовая
агрессивность каждо¬го из супругов не имеет права уменьшиться: мы уже знаем из
3-ей главы, что за малейшее ослабление боеготовности по отношению к соседу
собствен¬ного вида тотчас же приходится расплачиваться потерей территории, а
зна¬чит и потерей источника питания для будущего потомства. При таких
обсто¬ятельствах вид "не может себе позволить" ради запрета схваток между
суп¬ругами обратиться к таким церемониям умиротворения, которые имеют своей
предпосылкой - как жесты покорности или инфантильное поведение - сниже¬ние
агрессивности. Ритуализованное переориентирование не только избавля¬ет от этих
нежелательных последствий, но и более того - использует неиз¬бежно исходящие от
супруга ключевые раздражения, вызывающие агрессив¬ность, чтобы обратить
партнера против соседа. По-моему, этот механизм поведения поистине гениален, и
вдобавок гораздо более благороден, чем аналогичное - с обратным знаком -
поведение человека, который возвраща¬ется вечером домой, преисполненный
внутренней ярости от общения с "люби¬мыми" соседями или с начальством и
разряжает всю свою нервозность и раздражение на бедную жену.
Любое особенно удачное конструктивное решение обычно обнаруживается на великом
Древе Жизни неоднократно, совершенно независимо на разных его сучьях и ветвях.
Крыло изобрели насекомые, рыбы, птицы и летучие мыши; обтекаемую форму -
каракатицы, рыбы, ихтиозавры и киты. Потому нас не слишком удивляет, что
предотвращающие борьбу механизмы поведения, осно¬ванные на ритуализованном
переориентировании атаки, аналогичным образом возникают у очень многих разных
животных.
Существует, например, изумительная церемония умиротворения - все зна¬ют ее как
"танец" журавлей, - которая, с тех пор как мы научились пони¬мать символику ее
движений, прямо-таки напрашивается в перевод на чело¬веческий язык. Птица
высоко и угрожающе вытягивается перед другой и раз¬ворачивает мощные крылья,
клюв нацелен на партнера, глаза устремлены прямо на него...
Это картина серьезной угрозы - и на самом деле, до сих пор мимика умиротворения
совершенно аналогична подготовке к нападению. Но в следую¬щий момент птица
направляет эту угрожающую демонстрацию в сторону от партнера, причем выполняет
разворот точно на 180 градусов, и теперь - все так же, с распростертыми
крыльями - подставляет партнеру свой безза¬щитный затылок, который, как
известно, у серого журавля и у многих дру¬гих видов украшен изумительно
красивой рубиново-красной шапочкой. На се¬кунду "танцующий" журавль подчеркнуто
застывает в этой позе - и тем са¬мым в понятной символике выражает, что его
угроза направлена не против партнера, а совсем наоборот, как раз прочь от него,
против враждебного внешнего мира; и в этом уже слышится мотив защиты прута.
Затем журавль вновь поворачивается к другу и повторяет перед ним демонстрацию
своего величия и мощи, потом снова отворачивается и теперь - что еще более
зна¬менательно - делает ложный выпад против какого-нибудь эрзац-объекта; лучше
всего, если рядом стоит посторонний журавль, но это может быть и безобидный
гусь или даже, если нет никого, палочка или камушек, которые в этом случае
подхватываются клювом и три-четыре раза подбрасываются в воздух. Все вместе
взятое ясно говорит: "Я могуч и ужасен - но я не про¬тив тебя, а против вон
того, того и того".
Быть может, менее сценичной в своем языке жестов, но еще более
мно¬гозначительной является церемония умиротворения у уток и гусей, которую
Оскар Хейнрот описал как триумфальный крик. Важность этого ритуала для нас
состоит, прежде всего, в том, что у разных представителей упомянутых птиц он
достиг очень разной степени сложности и завершенности; а эта последовательность
постепенных переходов дает нам хорошую картину того, как здесь - в ходе
эволюции - из отводящих ярость жестов смущения полу¬чились узы, проявляющие
какое-то таинственное родство с другими, с теми, что объединяют людей и к
|
|