|
тормозится
определенными запретами, а ярость требует выхода, как лава в вулкане.
Большинство известных случаев переориентированного действия относится к
агрессивному поведению, которое провоцируется ка¬ким-то объектом, одновременно
вызывающим страх. На этом специфическом случае, который он назвал "реакцией
велосипедиста", Б. Гржимек впервые распознал и описал сам принцип
переориентирования. В качестве "велосипе¬диста" здесь годится любой, кто гнет
спину кверху и давит ногами книзу. Особенно отчетливо проявляется механизм
такого поведения в тех случаях, когда животное нападает на предмет своей ярости
с некоторого расстояния; затем, приблизившись, замечает, насколько тот страшен;
и тогда - пос¬кольку оно не может затормозить уже заведенную машину нападения -
изли¬вает свою ярость на какое-нибудь безобидное существо, случайно
оказавше¬еся рядом.
Разумеется, существует бесчисленное множество других форм переориен¬тированного
действия; они могут возникать в результате самых различных сочетаний
соперничающих побуждений. Особый случай с самцом цихлиды важен для нашей темы
потому, что аналогичные явления играют решающую роль в семейной и общественной
жизни очень многих высших животных и человека. Очевидно, в царстве позвоночных
неоднократно и независимо делалось "отк¬рытие", что агрессия, вызываемая
партнером, может быть не только подав¬лена, но и использована для борьбы с
враждебными соседями.
Предотвращение нежелательной агрессии, вызываемой партнером, и ее ка¬нализация
в желательном направлении - на соседа по участку - в наблюдав¬шемся и
драматично описанном случае с самцом цихлиды, конечно же, не яв¬ляется таким
изобретением данного критического момента, которое животное может сделать, а
может и не сделать. Напротив - оно давным-давно ритуа¬лизовано и превратилось в
неотъемлемый инстинктивный атрибут данного ви¬да. Все, что мы узнали в 5-й
главе о процессе ритуализации, служит преж¬де всего пониманию факта, что из
переориентированного действия может возникнуть жесткий ритуал, а вместе с ним и
автономная потребность, са¬мостоятельный мотив поступков.
В далекой древности, ориентировочно в конце мелового периода (миллион лет
туда-сюда здесь никакой роли не играет!), однажды, должна была прои¬зойти в
точности такая же история, как с индейскими вождями и трубкой в 5-й главе,
иначе никакой ритуал не мог бы возникнуть. Ведь один из двух великих
конструкторов эволюции - Отбор, - чтобы иметь возможность вме¬шаться, всегда
нуждается в какой-то случайно возникшей точке опоры, и эту опору предоставляет
ему его слепой, но прилежный коллега - Изменчи¬вость.
Как многие телесные признаки или инстинктивные действия, так и ритуа¬лизованные
церемонии в процессе индивидуального развития животного, в онтогенезе, проходят,
в общих чертах, тот же путь, какой они прошли в ходе эволюционного становления.
Строго говоря, в онтогенезе повторяется не весь ряд древних форм, а только ряд
данного онтогенеза - как справед¬ливо отметил уже Карл-Эрнст фон Байер, - но
для наших целей достаточно и более упрощенное представление. Итак, ритуал,
возникший из переориента¬ции нападения, в своем первом проявлении значительно
больше похож на не¬ритуализованный образец, нежели впоследствии, в своем
окончательном раз¬витии. Поэтому у самца цихлиды, только вступающего в брачную
жизнь, мож¬но отчетливо увидеть - особенно если интенсивность всей реакции не
слиш¬ком велика, - что он, пожалуй, весьма охотно нанес бы своей юной супруге
сильный удар, но в самый последний момент какое-то другое побуждение ме¬шает
ему, и тогда он предпочитает разрядить свою ярость на соседа. В полностью
развитой церемонии "символ" отошел от символизируемого значи¬тельно дальше, так
что ее происхождение маскируется не только "теат¬ральностью" всего действия, но
и тем обстоятельством, что оно с очевид¬ностью выполняется ради него самого.
При этом функция и символика цере¬монии гораздо заметнее, нежели ее
происхождение. Необходим тщательный анализ, чтобы разобраться в том, сколько же
от первоначальных конфликт¬ных побуждений еще содержится в церемонии в данном
конкретном случае. Когда мы с моим другом Альфредом Зейтцем четверть века назад
впервые разглядели описанный здесь ритуал, то функции церемоний "смены" и
"при¬ветствия" у цихлид стали нам совершенно ясны очень скоро; но еще долго мы
не могли распознать их эволюционного происхождения.
Что нам, правда, сразу же бросилось в глаза - на первом же, в то вре¬мя
изученном лучше других виде африканских рыбок-самоцветов - это большое сходство
жестов угрозы и "приветствия". Мы быстро научились раз¬личать их и правильно
предсказывать, поведет ли данное действие к схват¬ке или к образованию пары; но,
к досаде своей, долго не могли обнару¬жить, какие же именно признаки служили
нам основой для этого. Только когда мы внимательно проанализировали постепенные
переходы, путем которых самец меняет серьезные угрозы невес¬те на церемонию
приветствия, - нам стала ясна разница: при угрозе рыбка затормаживает до полной
остановки прямо перед той, которой угрожает, особенно если она настолько
возбуждена, что обходится даже без удара хвостом, не говоря уж о развернутом
боке. При церемонии приветствия или смены, напротив, она целит не в партнера, а
подчеркнуто плывет мимо него и при этом, проплывая мимо, адресует ему угрозу
развернутым боком и удар хвостом. Направление, в котором самец предлагает свою
церемонию, тоже подчеркнуто отличается от того, в каком начиналось бы движение
атаки.
Если же перед церемонией он неподвижно стоял в воде неподалеку от супруги, то
он всеща начинает решительно плыть вперед до того как выпол¬няет угрозу
развернутым боком и бьет хвостом. Таким образом очень отчет¬ливо, почти
непосредственно "символизируется", что супруга как раз не является объектом его
нападения, что этот объект надо искать где-то дальше, в том направлении, куда
он п
|
|