|
то
замечательный танец зигзага, который половозрелые сам¬цы, имеющие свой участок,
1 1 1
исполняют перед каждой проплывающей мимо самкой, и который поэтому до тех пор
считался просто "ухаживанием", - от случая к случаю выглядит со¬вершенно
по-разному. Оказалось, что иногда сильнее подчеркнут "зиг" в сторону самки, а
иногда "заг" прочь от нее. Если это последнее движение очень явственно, то
становится очевидным, что "заг" направлен в сторону гнезда. В одном из
предельных случаев самец при виде плывущей мимо самки быстро подплывает к ней,
тормозит, разворачивается - особенно если самка тотчас поставит ему свое
распухшее брюшко - и плывет назад к входу в гнездо, которое затем показывает
самке посредством определенной церемо¬нии (ложась плоско на бок). В другом
предельном случае, особенно частом если самка еще не совсем готова к нересту,
за первым "зигом" вообще не следует никакого "зага", а вместо того - нападение
на самку.
Из этих наблюдений ван Йерсель правильно заключил, что "зиг" в сторо¬ну самки
мотивируется агрессивным инстинктом, а "заг" в сторону гнезда - сексуальным; и
ему удалось экспериментально доказать правильность этого заключения. Он изобрел
методы, с помощью которых мог точно измерять силу агрессивного и сексуального
инстинктов у каждого данного самца. Самцу предлагались макеты соперника
стандартизованных размеров и регистрирова¬лась интенсивность и
продолжительность боевой реакции.
Сексуальный инстинкт измерялся с помощью макетов самки, которые вне¬запно
убирались через определенное время.
В этих случаях самец "разряжает" внезапно заблокированный сексуальный инстинкт,
совершая действия ухаживания за потомством, т.е. обмахивая плавниками как бы
икру или мальков в гнезде; и продолжительность этого "заменяющего обмахивания"
дает надежную меру сексуальной мотивации. Ван Йерсель научился предсказывать по
результатам таких измерений, как будет выглядеть танец зигзага у данного самца,
- и наоборот, по наблюдаемой форме танца заранее оценивать соотношения обоих
инстинктов и результаты будущих измерений.
Но кроме обоих главных побуждений, определяющих движения самца колюш¬ки в общих
чертах, - на них оказывает влияние еще какое-то третье, хоть и более слабое.
Это знаток ритуализованного поведения заподозрит сразу же, увидев ритмическую
правильность смены "зигов" и "загов". Попеременное преобла¬дание одного из двух
противоречивых побуждений вряд ли может привести к столь регулярной смене
направлений, если здесь не вступает в игру новая, ритуализованная координация.
Без нее короткие рывки в разных направлени¬ях следуют друг за другом с типичной
случайностью, как это бывает у лю¬дей в состоянии крайней растерянности.
Ритуализованное движение, напро¬тив, всегда имеет тенденцию к ритмическому
повторению в точности одина¬ковых элементов. Мы говорили об этом в связи с
действенностью сигнала.
Подозрение, что здесь замешана ритуализация, превращается в уверен¬ность, когда
мы видим, как танцующий самец при своих "загах" временами, кажется, совершенно
забывает, что они сексуально мотивированы и должны указывать точно на гнездо.
Вместо этого он рисует вокруг самки очень красивый и правильный зубчатый венец,
в котором каждый "зиг" направлен точно в сторону самки, а каждый "заг" - точно
от нее. Как ни очевидна относительная слабость новой координации движений,
стремящейся превра¬тить "зиги" и "заги" в ритмический "зигзаг", - она может,
однако, решаю¬щим образом определить регулярность последовательных проявлений
обеих главных мотиваций.
Вторая важная функция, которую ритуализованная координация может, очевидно,
выполнять, даже будучи очень слабой в других отношениях, - это изменение
направления неритуализованных движений, лежавших в основе ри¬туала и
происходивших из других побуждений. Примеры этого мы уже видели при обсуждении
классического образца ритуала, а именно - при натравлива¬нии селезня уткой.
7. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ МОРАЛИ
Не убий.
Пятая заповедь
В 5-й главе, где речь шла о процессе ритуализации, я старался пока¬зать, как
этот процесс, причины которого все еще весьма загадочны, соз¬дает совершенно
новые инстинкты, диктующие организму свои собственные "Ты должен..." так же
категорично, как и любой из, казалось бы, единов¬ластных "больших" инстинктов
голода, страха или любви. В предыдущей 6-й главе я пытался решить еще более
трудную задачу: коротко и доступно по¬казать, как происходит взаимодействие
между различными автономными инс¬тинктами, каким общим правилам подчиняются эти
взаимодействия, и какими способами можно - несмотря на все сложности - получить
некоторое предс¬тавление о структуре взаимодействий в таком поведении, которое
определя¬ется несколькими соперничающими побуждениями.
Я тешу себя надеждой, быть может обманчивой, что решить предыдущие задачи мне
удалось, и что я могу не только обобщить сказанное в двух последних главах, но
и применить полученные в них результаты к вопросу, которым мы займемся теперь:
каким образом ритуал выполняет поистине не¬выполнимую задачу - удерживает
внутривидовую агрессию от всех проявле¬ний, которые могли бы серьезно повредить
сохранению вида, но при этом не выключает ее функций, необходимых для
сохранения вида! Часть предыдущей фразы, выделенная курсивом, уже отвечает на
вопрос, - он кажется очевид¬ным, но вытекает из совершеннейшего непонимания
сущности агрессии, - по¬чему у тех животных, для которых тесная совместная
жизнь является преи¬муществом, агрессия попросту не запрещена? Именно потому,
что ее функ¬ции, рассмотренные нами в 3-й главе, необходимы!
Решение проблем, возникающих таким образом перед обоими конструктора¬ми
эволюции, достигается всегда одним и тем же способом. Полезный, необ¬ходимый
инстинкт - вообще остается неизменным; но для особых случаев, где его
проявление было бы в
|
|