|
лична: у
самцов не бывает смеси мотиваций бегства и сексуальности. Если самец хоть
чуточку боится своего партнера, то его сексуальность выключается полностью. У
самок то же соотношение между сексуальностью и агрессивностью: если дама не
настолько "уважает" своего партнера, чтобы ее агрессивность была полностью
подавлена, она попросту не в состоянии проявить по отношению к нему сексуальную
реакцию. Она превращается в Брунгильду и нападает на него тем яростнее, чем
более го¬това была бы к сексуальной реакции, т.е. чем ближе она к икрометанию в
смысле состояния овариев и уровня выделения гормонов. У самца, напротив,
агрессия прекрасно уживается с сексуальностью: он может грубейшим обра¬зом
нападать на свою невесту, гонять ее по всему аквариуму, но при этом
демонстрирует и чисто сексуальные движения, и все смешанные, какие только можно
себе представить. Самка может очень бояться самца, но ее сексуально
мотивированных действий это не подавляет. Она может совершен¬но всерьез удирать
от самца, но при каждой передышке, какую дает ей этот грубиян, будет выполнять
сексуально-мотивированные брачные движения. Именно такие смешанные формы
действий, обусловленные бегством и сексу¬альностью, превратились посредством
ритуализации в те широко распростра¬ненные церемонии, которые принято называть
"чопорным" поведением и кото¬рые имеют совершенно определенный смысл.
Из-за различных соотношений сочетаемости между тремя источниками по¬буждений у
разных полов, самец может спариваться только с партнером низ¬шего ранга,
которого он может запугать, а самка - наоборот - лишь с пар¬тнером высшего
ранга, который может запугать ее; тем самым описанный ме¬ханизм поведения
обеспечивает создание разнополых пар. В различных вари¬антах, видоизмененный
различными процессами ритуализации, этот способ распознавания пола играет
важную роль у очень многих позвоночных, вплоть до человека. В то же время это
впечатляющий пример того, какие задачи, необходимые для сохранения вида, может
выполнять агрессия в гармоничном взаимодействии с другими мотивациями. В 3-й
главе мы еще не могли гово¬рить об этом, поскольку недостаточно знали о
парламентской борьбе инс¬тинктов. Кроме того, мы видим на этом примере,
насколько различны могут быть соотношения "главных" инстинктов даже у самца и
самки одного и того же вида: два мотива, которые у одного пола практические не
мешают друг другу и сочетаются в любых соотношениях, у другого взаимно
выключаются по принципу триггера.
Как уже пояснялось, "большая четверка" отнюдь не всегда поставляет главную
мотивацию поведения животного, а тем более человека. И совершен¬но неправильно
полагать, будто между одним из "главных", древних инс¬тинктов и более
специальным, эволюционно более молодым инстинктом всегда существует отношение
доминирования, в том смысле, что второй выключается первым. Механизмы поведения,
которые, вне всяких сомнений, возникли "со¬всем недавно" - например,
социальные инстинкты у общественных животных, обеспечивающие постоянное
сохранение стаи, - у многих видов подчиняют отдельную особь настолько, что при
определенных обстоятельствах могут заглушить все остальные побуждения. Овцы,
прыгающие в пропасть за вожа¬ком-бараном, вошли в пословицу! Серый гусь,
отставший от стаи, делает все возможное, чтобы вновь ее обрести, и стадный
инстинкт может даже пе¬ресилить стремление к бегству; дикие серые гуси
неоднократно присоединя¬лись к нашим прирученным - в непосредственной близости
к людскому жилью
- и оставались!. Кто знает, насколько пугливы дикие гуси, тому эти слу¬чаи
дадут представление о силе их "стадного инстинкта". То же справедли¬во для
очень многих общественных животных вплоть до шимпанзе, о которых Йеркс
справедливо заметил: "Один шимпанзе - вообще не шимпанзе".
Даже те инстинкты, которые "только что" (с точки зрения филогенеза) приобрели
самостоятельность через ритуализацию и, как я постарался пока¬зать в предыдущей
главе, получили место и голос в Великом Парламенте Инстинктов в качестве самых
молодых депутатов, - даже они при соот¬ветствующих обстоятельствах могут
заглушить всех своих оппонентов точно так же, как Голод и Любовь. В
триумфальном крике гусей мы увидим церемо¬нию, которая управляет жизнью этих
птиц больше, чем любой другой инс¬тинкт. С другой стороны, разумеется,
существует сколько угодно ритуали¬зованных действий, которые еще едва
обособились от своего неритуализо¬ванного прототипа; их скромное влияние на
общее поведение состоит лишь в том, что "желательная" для них координация
движений - как мы видели в случае натравливания у огарей - становится в
какой-то мере предпочти¬тельной и используется чаще, чем другие, тоже возможные
формы.
"Сильный" или "слабый" голос имеет ритуализованное действие в общем концерте
инстинктов - оно во всех случаях чрезвычайно затрудняет любой мотивационный
анализ, потому что может симулировать поведение, вытекаю¬щее из нескольких
независимых побуждений. В предыдущей главе мы говори¬ли, что ритуализованное
действие, сплавленное в некоторую общность из различных компонентов, копирует
форму последовательности движений, кото¬рая не является наследственно
закрепленной и часто возникает из конфлик¬та нескольких побуждений, как это
видно на примере натравливания уток. А поскольку, как уже говорилось там же,
копия и оригинал по большей части накладываются друг на друга в одном и том же
движении, то чрезвычайно трудно разобраться, сколько же в нем от копии, а
сколько от оригинала. Только когда один из первоначально независимых
компонентов оказывается в противоречии с ритуально закрепленной координацией, -
как направление на "врага", которому адресована угроза в случае натравливания,
- тогда ста¬новится явным участие новых независимых переменных.
"Танец зигзага" у самцов колюшки, на котором Ян ван Йерсель провел самый первый
эксперимент мотивационного анализа, служит прекрасным при¬мером того, как
совсем "слабый" ритуал может вкрасться в конфликт двух "главных" инстинктов в
качестве едва заметной третьей величины. Ван-Йер¬сель заметил,
|
|