|
о
высказал детский психиатр Рене Шпиц. Он наблю¬дал, что у грудных детей,
получавших молоко в бутылочках, из которых оно слишком легко высасывалось,
после полного насыщения и отказа от этих бу¬тылочек оставался нерастраченный
запас сосательных движений; им приходи¬лось отрабатывать его на какомнибудь
замещающем объекте. Очень похоже обстоит дело с едой и добыванием пищи у гусей,
когда их держат в пруду, где нет такого корма, который можно было бы доставать
со дна. Если кор¬мить гусей только на берегу, то рано или поздно можно будет
увидеть, что они ныряют "вхолостую". Если же кормить их на берегу каким-нибудь
зерном до полного насыщения - пока не перестанут есть, - а затем бросить то же
зерно в воду, птицы тотчас же начнут нырять и поедать поднятую из воды пищу.
Здесь можно сказать, что они "едят, чтобы нырять". Можно провести и обратный
эксперимент: долгое время давать гусям корм только на пре¬дельной доступной им
глубине, чтобы им приходилось доставать его, ныряя, с большим трудом. Если
кормить их таким образом до тех пор, пока они не перестанут есть, а затем дать
им ту же пищу на берегу - они съедят еще порядочное количество, и тем самым
докажут, что и перед тем они "ныряли, чтобы есть".
В результате, совершенно невозможно какое-либо обобщенное утверждение по поводу
того, какая из двух спонтанных мотивирующих инстанций побужда¬ет другую или
доминирует над нею.
До сих пор мы говорили о взаимодействии лишь таких частичных побужде¬ний,
которые вместе выполняют какую-то общую функцию, в нашем примере - питание
организма. Несколько иначе складываются отношения между источни¬ками побуждений,
которые выполняют разные функции и потому принадлежат к системам разных
инстинктов. В этом случае правилом является не взаимное усиление или поддержка,
а как бы соперничество: каждое из побуждений "хочет оказаться правым". Как
впервые показал Эрих фон Хольст, уже на уровне мельчайших мышечных сокращений
несколько стимулирующих элементов могут не только соперничать друг с другом, но
- что важнее - за счет за¬кономерного взаимного влияния могут создавать
разумный компромисс. Такое влияние состоит - в самых общих чертах - в том, что
каждый их двух эндо¬генных ритмов стремится навязать другому свою собственную
частоту и удерживать его в постоянном фазовом сдвиге. То, что все нервные
клетки, иннервирующие волокна какойлибо мышцы, всегда рациональным образом
выст¬реливают свои импульсы в один и тот же момент, - это результат такого
взаимного влияния. Если оно нарушается, то начинаются фибриллярные мы¬шечные
спазмы, какие часто можно наблюдать при крайнем нервном утомле¬нии. На более
высоком уровне интеграции при движении конечности - напри¬мер, рыбьего плавника
- те же процессы приводят к рациональному взаимо¬действию мьшц - антагонистов",
которые попеременно двигают соответствую¬щие части тела в противоположных
направлениях. Каждое ритмичное цикли¬ческое движение плавника, ноги или крыла,
какие мы встречаем при любом движении животных, - это работа "антагонистов"; не
только мышц, но и возбуждающих нервных центров. Эти движения всегда являются
следствиями "конфликтов" между независимыми и соперничающими источниками
импульсов, энергии которых упорядочиваются и направляются к общему благу
закономер¬ностями "относительной координации", как назвал фон Хольст процесс
вза¬имного влияния, о котором идет речь.
Итак, не "война - всему начало", а, скорее, такой конфликт между не¬зависимыми
друг от друга источниками импульсов, который создает внутри целостной структуры
напряжения, работающие буквально как напряженная ар¬матура, придавая целому
прочность и устойчивость. Это относится не только к такой простой функции, как
движение плавника, на которой фон Хольст открыл закономерности относительной
координации; испытанные пар¬ламентские правила вынуждают великое множество
источников всевозможных побуждений присоединять свои голоса к гармонии,
служащей общему благу.
В качестве простого примера нам могут здесь послужить движения лице¬вой
мускулатуры, которые можно наблюдать у собаки в конфликте между по¬буждениями
нападения и бегства. Эта мимика, которую принято называть уг¬рожающей, вообще
появляется лишь в том случае, если тенденция к нападе¬нию тормозится страхом,
хотя бы малейшим.
Если страха нет, то собака кусает безо всякой угрозы, с такой же спо¬койной
физиономией, какая изображена в левом верхнем углу иллюстрации; она выдает лишь
небольшое напряжение, примерно такое же, с каким собака смотрит на только что
принесенную миску с едой. Если читатель хорошо знает собак, он может попытаться
самостоятельно проинтерпретировать вы¬ражения собачьей морды, изображенные на
иллюстрации, прежде чем читать дальше. Попробуйте представить себе ситуацию, в
которой ваша собака состроит такую мину. А потом - второе упражнение -
попытайтесь предска¬зать, что она станет делать дальше.
Для некоторых картинок я приведу решение сам. Я предположил бы, что пес в
середине верхнего ряда противостоит примерно равному сопернику, которого
всерьез уважает, но не слишком боится; тот, как и он сам, вряд ли отважится
напасть. В отношении их последующего поведения я бы сказал, что они оба с
минуту останутся в той же позе, затем медленно разойдутся, "сохраняя лицо", и
наконец, на некотором расстоянии друг от друга, од¬новременно задерут заднюю
лапу. Пес вверху справа тоже не боится, но злее; встреча может протекать, как
описано выше, но может внезапно и шумно перейти в серьезную драку, особенно
если второй проявит хоть ка¬кую-то неуверенность. Вдумчивый читатель - а таков,
вероятно, каждый, кто дочитал книгу до этого места, - давно уже заметил, что
собачьи порт¬реты размещены на иллюстрации в определенном порядке: агрессия
растет слева направо, а страх - сверху вниз.
Истолкование поведения и его предсказание легче всего в крайних слу¬чаях; и
конечно же, выражение, изображенное в правом нижнем углу, совер¬шенно
однозначно. Такая ярость и такой страх могут одновременно возник¬нуть в
одном-единственном случае: собака противостоит ненавистному
|
|