|
этого попытку: они хотят попробовать дого¬вориться о
правах охоты на вот этом острове, что омывается маленькой Бобровой речкой,
разделяющей охотничьи угодья их племен, вместо того чтобы сразу браться за
томагавки. Это предприятие с самого начала нес¬колько тягостно, поскольку можно
опасаться, что готовность к переговорам будет расценена как трусость. Потому,
когда они наконец встречаются, ос¬тавив позади свою свиту и оружие, - оба они
чрезвычайно смущены; но ни один не смеет признаться в этом даже себе, а уж тем
более другому. И вот они идут друг другу навстречу с подчеркнуто гордой, даже
вызывающей осанкой, сурово смотрят друг на друга, усаживаются со всем возможным
достоинством... А потом, в течение долгого времени, ничего не происхо¬дит,
ровно ничего. Кто когда-нибудь вел переговоры с австрийским или ба¬варским
крестьянином о покупке или обмене земли или о другом подобном деле, тот знает:
кто первым заговорил о предмете, ради которого происхо¬дит встреча, - тот уже
наполовину проиграл. У индейцев должно быть так же; и трудно сказать, как долго
те двое просидели так друг против друга.
Но если сидишь и не смеешь даже шевельнуть лицевым мускулом, чтобы не выдать
своего волнения; если охотно сделал бы что-нибудь - много чего сделал бы! - но
веские причины не допускают этих действий; короче гово¬ря, в конфликтной
ситуации часто большим облегчением бывает сделать что-то третье, что-то
нейтральное, что не имеет ничего общего ни с одним из противоположных мотивов,
а кроме того позволяет еще и показать свое равнодушие к ним обоим. В науке это
называется смещенным действием, а в обиходном языке - жестом смущения. Все
курильщики, кого я знаю, в случае внутреннего конфликта делают одно и то же:
лезут в карман и закуривают свою трубку или сигарету. Могло ли быть иначе у
того народа, который первым открыл табак, у которого мы научились курить?
Вот так Пятнистый Волк - или, быть может, то был Крапчатый Орел - раскурил
тогда свою трубку, которая в тот раз вовсе не была еще трубкой мира, и другой
индеец сделал то же самое.
Кому он не знаком, этот божественный, расслабляющий катарсис курения? Оба вождя
стали спокойнее, увереннее в себе, и эта разрядка привела к полному успеху
переговоров. Быть может, уже при следующей встрече один из индейцев тотчас же
раскурил свою трубку; быть может, когда-то позже один из них оказался без
трубки, и другой - уже более расположенный к нему - предложил свою, покурить
вместе... А может быть, понадобилось бесчисленное повторение подобных
происшествий, чтобы до общего сознания постепенно дошло, что индеец, курящий
трубку, с гораздо большей вероят¬ностью готов к соглашению, чем индеец без
трубки. Возможно, прошли сотни лет, прежде чем символика совместного курения
однозначно и надежно обоз¬начила мир. Несомненно одно: то, что вначале было
лишь жестом смущения, на протяжении поколений закрепилось в качестве ритуала,
который связывал каждого индейца как закон. После совместно выкуренной трубки
нападение становилось для него совершенно невозможным - в сущности, из-за тех
же непреодолимых внутренних препятствий, которые заставляли лошадей Марга¬рет
Альтман останавливаться на привычном месте бивака, а Мартину - бе¬жать к окну.
Однако, выдвигая на первый план вынуждающее или запрещающее действие
культурно-исторически возникших ритуалов, мы допустили бы чрезвычайную
односторонность и даже проглядели бы существо дела. Хотя ритуал предпи¬сывается
и освящается надличностным законом, обусловленным традицией и культурой, - он
неизменно сохраняет характер любимой привычки; более то¬го, его любят гораздо
сильнее, в нем ощущают потребность еще большую, нежели в привычке, возникшей в
течение лишь одной индивидуальной жизни. Именно в этой любви сокрыт смысл
торжественности ритуальных движений и внешнего великолепия церемоний каждой
культуры. Когда иконоборцы считают пышность ритуала не только несущественной,
но даже вредной фор¬мальностью, отвлекающей от внутреннего углубления в
Сущность, - они оши¬баются. Одна из важнейших, если не самая важная функция,
какую выполняют и культурно - и эволюционно возникшие ритуалы, состоит в том,
что и те и другие действуют как самостоятельные, активные стимулы социального
пове¬дения. Если мы откровенно радуемся пестрым атрибутам какого-нибудь
ста¬рого обычая - например, украшая рождественскую елку и зажигая на ней свечи,
- это значит, что традицию мы любим. Но от теплоты этого чувства зависит наша
верность некоему символу и всему тому, что он представляет. Эта теплота чувства
и придает для нас ценность плодам нашей культуры. Собственная жизнь этой
культуры, создание какой-то общности, стоящей над отдельной личностью и более
продолжительной, чем жизнь отдельного чело¬века, - одним словом, все, что
составляет подлинную человечность, осно¬вано именно на обособлении ритуала,
превращающем его в автономный мотив человеческого поведения.
Образование ритуалов посредством традиций безусловно стояло у истоков
человеческой культуры, так же как перед тем, на гораздо более низком уровне,
филогенетическое образование ритуалов стояло у зарождения соци¬альной жизни
высших животных. Аналогии между этими ритуалами, которые мы обобщенно
подчеркиваем, легко понять из требований, предъявляемых к ри¬туалам их общей
функцией.
В обоих случаях какое-то действие, посредством которого вид или культурное
сообщество преодолевает какието внешние обстоятельства, при¬обретает совершенно
новую функцию - функцию сообщения. Первоначальное назначение таких действий
может сохраняться и в дальнейшем, но часто оно отходит все дальше на задний
план и в конечном итоге может исчезнуть совсем, так что происходит типичная
смена функции. Из этого сообщения в свою очередь могут произойти две одинаково
важных функции, каждая из ко¬торых в известной степени является и
коммуникативной. Первая - это нап¬равление агрессии в безопасное русло; вторая
- построение прочного сою¬за, удерживающего вместе двух или большее число
собратьев по виду. В обоих случаях селекционное давление новой функции
производит аналогичные
|
|