|
этом символе, меняется в
зависимости от ситуации даже внутри одного и того же вида; но постепенное
изменение смысла символа, несомненно, про¬исходило в указанном направлении.
Можно привести еще много аналогичных примеров.
Скажем, у цихлид обычное плавательное движение превратилось в жест, подзывающий
мальков, а в одном особом случае даже в обращенный к ним предупредительный
сигнал; у кур кудахтанье при кормежке стало призывом, обращенным к петуху,
превратившись в звуковой сигнал недвусмысленного сексуального содержания, и т.д.
и т.д.
Мне хотелось бы подробнее рассмотреть лишь один ряд последовательной
дифференциации ритуализованных форм поведения, взятый из жизни насеко¬мых. Я
обращаюсь к этому случаю не только потому, что он, пожалуй, еще лучше, чем
рассмотренные выше примеры, иллюстрирует параллели между фи¬логенетическим
возникновением церемоний такого рода и культурно-истори¬ческим процессом
символизации, - но еще и потому, что в этом случае сим¬вол не ограничивается
поведенческим актом, а приобретает материальную форму и превращается в фетиш, в
самом буквальном смысле этого слова.
У многих видов так называемых толкунчиков (немецкое название - "тан¬цующие
мухи"), стоящих близко к ктырям (немецкое название - "мухи-убий¬цы", "хищные
мухи"), развился столь же красивый, сколь и целесообразный ритуал, состоящий в
том, что самец непосредственно перед спариванием вручает своей избраннице
пойманное им насекомое подходящих размеров. По¬ка она занята тем, что вкушает
этот дар, он может ее оплодотворить без риска, что она съест его самого; а
такая опасность у мухоядных мух не¬сомненна, тем более что самки у них крупнее
самцов. Без сомнения, именно эта опасность оказывала селекционное давление, в
результате которого по¬явилось столь примечательное поведение. Но эта церемония
сохранилась и у такого вида, как северный толкунчик; а их самки, кроме этого
свадебного пира, никогда больше мух не едят. У одного из североамериканских
видов самцы ткут красивые белые шары, привлекающие самок оптически и
содержа¬щие по нескольку мелких насекомых, съедаемых самкой во время спаривания.
Подобным же образом обстоит дело у мавританского толкунчика, у которого самцы
ткут маленькие развевающиеся вуали, иногда - но не всегда - впле¬тая в них
что-нибудь съедобное. У веселой альпийской мухипортного, больше всех других
заслуживающей названия "танцующей мухи", самцы вообще никаких насекомых больше
не ловят, а ткут маленькую, изумительно краси¬вую вуаль, которую растягивают в
полете между средними и задними лапка¬ми, и самки реагируют на вид этих вуалей.
"Когда сотни этих крошечных шлейфоносцев носятся в воздухе искрящимся хороводом,
их маленькие, примерно в 2 мм, шлейфики, опалово блестящие на солнце, являют
собой изумительное зрелище" - так описывает Хеймонс кол¬лективную брачную
церемонию этих мух в новом издании Брэма.
Говоря о натравливании у утиных самок, я постарался показать, что возникновение
новой наследственной координации принимает весьма сущест¬венное участие в
образовании нового ритуала, и что таким образом возни¬кает автономная и весьма
жестко закрепленная по форме последовательность движений, т.е. не что иное, как
новое инстинктивное действие. Пример толкунчиков, танцевальные движения которых
пока еще ждут более детально¬го анализа, может быть, подходит для того, чтобы
показать нам другую, столь же важную сторону ритуализации; а именно - вновь
возникающую реак¬цию, которой животное отвечает на адресованное ему
символическое сообще¬ние сородича. У тех видов толкунчиков, у которых самки
получают лишь символические шлейфы или шарики без съедобного содержимого, - они
с оче¬видностью реагируют на эти фетиши ничуть не хуже или даже лучше, чем их
прародительницы реагировали на сугубо материальные дары в виде съедобной добычи.
Таким образом возникает не только несуществовавшее прежде инс¬тинктивное
действие с определенной функцией сообщения у одного из соро¬дичей, у
"действующего лица", но и врожденное понимание этого сообщения у другого,
"воспринимающего лица". То, что нам, при поверхностном наблю¬дении, кажется
единой "церемонией", зачастую состоит из целого ряда эле¬ментов поведения,
взаимно вызывающих друг друга.
Вновь возникшая моторика ритуализованных поведенческих актов носит характер
вполне самостоятельного инстинктивного действия; так же и сти¬мулирующая
ситуация - которая в таких случаях в значительной степени оп¬ределяется
ответным поведением сородича - приобретает все свойства удов¬летворяющей
инстинкт конечной ситуации: к ней стремятся ради нее самой. Иными словами,
последовательность действий, первоначально служившая ка¬ким-то другим,
объективным и субъективным целям, становится самоцелью, как только превращается
в автономный ритуал.
Было бы совершенно неверно считать ритуализованные движения натравли¬вания у
кряквы или даже у нырка "выражением" любви или преданности самки ее супругу.
Обособившееся инстинктивное действие - это не побочный продукт, не "эпифеномен"
связи, соединяющей обоих животных; оно само и является этой связью. Постоянное
повторение таких связывающих пару церемоний вырази¬тельно свидетельствует о
силе автономного инстинкта, приводящего их в действие. Если птица теряет
супруга, то теряет и единственный объект, на который может разряжать этот свой
инстинкт; и способ, которым она ищет потерянного партнера, носит все признаки
так называемого аппетентного, поискового поведения, т.е. неодолимого стремления
вновь обрести ту спа¬сительную внешнюю ситуацию, в которой может разрядиться
накопившийся инстинкт.
Здесь нужно подчеркнуть тот чрезвычайно важный факт, что в процессе
эволюционной ритуализации всегда возникает новый и совершенно автономный
инстинкт, который в принципе так же самостоятелен, как и любой из так
называемых "основных" инстинктов - питание, размножение, бегство или аг¬рессия.
Как и любой из названных, вновь появившийся инстинкт имеет место и голос в
(Великом Парламенте Инстинктов. И это опять-таки важно для на¬шей темы, потому
что и
|
|