|
е. Например, у нашей европейской пеганки весь этот процесс не
содержит никаких закрепленных ритуалом элементов, кроме определенного движения
головы, связанного с особым звуком. Как всякая подобная ей птица, при атаке
утка бежит в сторону врага, низко вытянув шею, а затем, тотчас же подняв голову,
обратно к супругу. Очень часто утка, убегая, заходит за селезня и огибает его
полукругом, так что в ре¬зультате - когда она снова начинает угрожать -
оказывается в позиции сбоку от супруга, с головой, обращенной прямо в сторону
вражеской пары. Но часто, если бегство было не слишком паническим, она
довольствуется тем, что только подбегает к своему селезню и останавливается
перед ним, грудью к нему, так что для угрозы в сторону неприятеля ей приходится
по¬вернуть голову и вытянуть шею через плечо назад. Бывает и так, что она стоит
боком, перед селезнем или позади него, и вытягивает шею под прямым углом к
продольной оси тела, - короче говоря, угол между продольной осью тела и
вытянутой шеей зависит исключительно от того, где находится она сама, ее
селезень и враг, которому она угрожает. Ни одно положение не является для нее
предпочтительным. У близкородственного огаря,
обитающего в Восточной Европе и в Азии, это натравливание уже нес¬колько более
ритуализовано. Хотя у этого вида самка "еще" может стоять рядом с супругом и
угрожать прямо перед собой или, обегая вокруг него, направлять свою угрозу под
любым углом к продольной оси собственного те¬ла, - однако в подавляющем
большинстве случаев она стоит перед селезнем, грудью к нему, и угрожает
через-плечо-назад. И когда я видел однажды, как утка изолированной пары этого
вида производила движения натравлива¬ния "вхолостую" - т.е. при отсутствии
раздражающего объекта, - она тоже угрожала через-плечо-назад, как будто видела
несуществующего врага имен¬но в этом направлении.
У настоящих уток - к которым принадлежит и наша кряква, предок домаш¬ней утки,
- натравливание черезплечо-назад превратилось в единственно возможную,
обязательную форму движения, так что самка, прежде чем начать натравливание,
всегда становится грудью к селезню, как можно ближе к не¬му; соответственно,
когда он бежит или плывет - она следует за ним вплотную.
Интересно, что движение головы через-плечо-назад до сих пор включает в себя
первоначальные ориентировочные реакции, которые у всех видов Та¬йогпа породили
фенотипически - т.е. с точки зрения формы, внешнего обли¬ка - подобную, но
изменчивую форму движения. Лучше всего это заметно, когда утка начинает
натравливание в состоянии очень слабого возбуждения и лишь постепенно приводит
себя в ярость. При этом может случиться, что поначалу - если враг стоит прямо
перед ней - она станет угрожать прямо вперед; но по мере того как возрастает ее
возбуждение, она проявляет не¬одолимое стремление вытянуть шею назад через
плечо. Что при этом всегда существует и другая ориентирующая реакция, которая
стремится обратить угрозу в сторону врага, - это можно буквально "прочесть по
глазам" утки: взгляд ее неизменно прикован к предмету ее ярости, хотя новая,
твердо закрепленная координация движения тянет ее голову в другую сторону. Если
бы утка говорила, она наверняка сказала бы: "Я хочу пригрозить вон тому
ненавистному чужому селезню, но что-то оттягивает мне голову!" Наличие двух
соперничающих друг с другом тенденций движения можно доказать объективно и
количественно, а именно:
если чужая птица, к которой обращена угроза, стоит перед уткой, то отклонение
головы в сторону поворота назад является наименьшим. Оно уве¬личивается в
точности настолько, насколько увеличивается угол между про¬дольной осью тела
утки и направлением на врага. Если он стоит прямо за нею, т.е. угол составляет
180o, то утка при натравливании почти достает клювом собственный хвост.
1 Очевидно, автор имел в виду, что, по мере нарастания возбуждения, утка сама
отворачивается от "врага" и в конце концов достает клювом собственный хвост.
Это конфликтное поведение уток при натравливании допускает лишь
од¬но-единственное толкование, которое должно быть верным, каким бы стран¬ным
оно ни казалось на первый взгляд. К легкоразличимым факторам, из ко¬торых
первоначально возникли описанные движения, в ходе эволюционного развития вида
присоединился еще один, новый, Как уже сказано, у пеганки бегство к супругу и
нападение на врага "еще" вполне достаточны, чтобы полностью объяснить поведение
утки. Совершенно очевидно, что у кряквы действуют такие же побуждения, но на
обусловленные ими движения наклады¬вается новое, независимое от них. Сложность,
чрезвычайно затрудняющая анализ общей картины, состоит в том, что вновь
возникшее в результате ритуализации инстинктивное действие является
наследственно закрепленной копией тех действий, которые первоначально
вызывались другими стимулами. Разумеется, это действие от случая к случаю
проявляется очень различно - при различной силе вызывающих его независимых
стимулов, - так что вновь возникающая жесткая инстинктивная координация
представляет собой лишь один часто встречающийся вариант. Этот вариант затем
схематизируется - способом, весьма напоминающим возникновение символов в
истории челове¬ческой культуры. У кряквы первоначальное разнообразие
направлений, в ко¬торых могли находиться супруг и противник, схематически
сузилось таким образом, что первый должен стоять перед уткой, а второй за нею;
из аг¬рессивного "туда" к противнику и из мотивированного бегством "сюда" к
супругу получается слитое в жесткую церемонию и весьма упорядоченное
"туда-сюда", в котором эта упорядоченность, регулярность уже сама по се¬бе
усиливает выразительность движений. Вновь возникшее инстинктивное движение
становится господствующим не сразу; поначалу оно всегда сущест¬вует наряду с
неритуализованным образцом и в первое время лишь слегка на него накладывается.
Например, у огаря зачатки координации, заставляющей голову утки двигаться при
натравливан
|
|