|
женюсь на маме",- или, соответственно: "...Выйду замуж за папу". Это настолько
обыденно, что мы даже не удивляемся, принимая этот вербальный эквивалент
детских сексуальных переживаний за одно из проявлений их сыновьей или дочерней,
традиционно считающейся бесполой, любви. Хотя обычно ко времени этого заявления
большинство родителей уже многократно были свидетелями проявлений первичной
детской сек-суальнсти, правда - до этого направленной только на собственное
тело, что естественно и нормально для этого возраста. Предвидя возражения
читателя-скептика или предпочитающего оставаться в плену собственных иллюзий
воинствующего моралиста, и, зная их типичные возражения, что все наши
интерпретации лишь плод нашего собственного больного воображения, я предлагаю
обратиться к объективным данным и лишенной эмоций статистике. Не так давно
доктор Эстер Кнорр Андерс (Германия) опубликовала данные, собранные в
специализированном центре для анонимного обследования детей, подвергшихся
сексуальному насилию. Эти данные свидетельствуют, что ежегодно в Германии около
1000 детей становятся объектом развратных действий, при этом 80% из них -
девочки, а 98% прбступников - мужчины, и в 1/3 случаев - отцы своих жертв. Еще
в 65% случаев - другие члены семьи, а также друзья и знакомые. И лишь в 5%
случаев это совершенно чужие люди. Нужно отметить, что эти данные, конечно же,
занижены, так как далеко не все дети, оказавшиеся в подобной ситуации,
обращаются за помощью в центры анонимного обледования.
Аппеллируя к собственным наблюдениям, я могу сказать, что у двух моих
пациенток (одной - жены и одной - дочери, случаи не связаны) такое непохвальное
поведение мужей и отцов явилось лишь причиной немедленного развода без
какой-либо огласки его истинных причин. При этом, если пациентка - бывшая жена,
прервавшая сразу после развода вторую беременность, на всю жизнь сохранила
демонстративное отвращение и ненависть к бывшему избраннику, то соблазненная
отцом пациентка-дочь в процессе многочисленных сеансов, вновь и вновь
возвращаясь к этой теме, сообщала все новые (в том числе - вне-сексуальные)
подробности о периоде жизни с отцом, которые могли бы быть интерпретированы как
оправдание его и поиск в нем позитивных черт. Когда же (отвечая на ее запрос) я
сказал ей, что, судя по всему, он был не таким уж плохим человеком, я
почувствовал, что огромный камень свалился с ее плеч. И, думаю, это достаточно
общее явление: традиционные мечты и фантазии о сильном и мужественном, любящем
тайно и беззаветны всегда оказывают более сильное влияние на оценки женщин, и
редко кто из них действительно соглашается, что ее соблазнитель, как бы порочен
он не был -достоин только порицания. Мне известны также несколько аналогичных
ситуаций, где главным "героем" был отчим, и, я предполагаю, что вероятность
последних гораздо выше, так как, не вдаваясь в подробности, биологические
основания запрета на инцест здесь присутствуют лишь гипотетически. Еще раз
апеллируя к статистическим данным и суммируя изложенное, думаю, можно признать,
что отказ Фрейда от первоначальной гипотезы об инцестуозных наклонностях отцов,
вряд ли был достаточно обоснован, хотя это и не исключает особой и
самостоятельной роли более поздней идеи о сексуальных фантазиях детей. Таким
образом, мы скорее всего имеем дело с двусторонне направленным психологическим
процессом, что, естественно, повышает вероятность его физической реализации.
Нужно сказать, что вопрос об уже упомянутых выше неких биологических запретах
на инцест является достаточно дискуссионным. Многие авторЫ подчеркивают, что
общепринятое отвращение к инцесту носит скорее социальную окраску, нежели имеет
какие-то биологические основания, так как табу на инцест существует только в
человеческом сообществе. Сексуальные контакты у животных абсолютно не
регулируются какими бы то ни было кровными отно
шениями. До настоящего времени существуют находящиеся на примитивных
стадиях развития племена, где инцестуозное сожительство является нормой. В
историческом аспекте инцест становится преступлением, фактически, только с
появлением Библии и Моисеевых законов, первоначально распространявшихся лишь на
браки с единокровными сестрами. До этого он был достаточно обыденным явлением,
что также нашло отражение в Библии: Лот вступил в инцестуозную связь со своими
дочерьми (при этом инициатива принадлежала последним); Авраам женился на своей
единокровной сестре Саре; Иаков -на сестре своей первой жены; Рувим вступил в
связь с женой своего отца - Валлой; сам Моисей был сыном связанных кровным
родством тети и племянника. Фактически, речь идет о целом периоде безгрешного и,
следовательно, благослав-ленного инцеста. В определенном смысле все наши
любовные отношения имеют инцестуозную составляющую, потому что в каждой женщине
мужчина ищет свою первую любовь - мать, а девушка - отца, и именно несовпадение
этих устойчивых подсознательных идеалов, трудно совместимых ролей (мужа-сына,
жены-дочери) и социально обусловленных эталонов выбора нередко создает основы
семейных конфликтов и неврозов, приобретающих самые причудливые формы. Я могу
привести случай, когда лишь в процессе анализа пациентки удалось установить,
что именно она сама постоянно подталкивала мужа к пьянству, так как именно этой
черты не доставало ей для его полной идентификации с отцом. В большинстве же
тех, к сожалению - немногочисленных случаев, когда добрая, нежная и заботливая
мать вновь воплощается в жене, а сильный, мужественный и ответственный отец - в
муже, мы имеем действительно благославленные браки. Таким образом, инцестуозно
окрашенный брак оказывается самым счастливым. В целом, тесно связанная с
инцестуозностью, проблема детской и взрослой сексуальности, ранее также
составлявшая одно из идеологических табу, только начинает входить в
отечественную психологическую науку и психотерапевтичес-кyк> практику. И мы
надеемся, что предлагаемый читателю сборник работ основоположников и классиков
этого направления будет способствовать формированию адекватных и научно
обоснованных подходов к этой проблеме. Профессор М.М.Решетников
|
|