|
ние было законодательно
наказуемо, и в рамках закона до сих пор нет равноправия между гомо- и
гетеросексуалами. Так, в решении по процессу «Бауэре против Хардвика» (1986)
Верховный суд постановил, что фундаментальное право на неприкосновенность
частной жизни не распространяется на такую область частной жизни, как
гомосексуальное поведение по обоюдному согласию. Леонард (Leonard, 1991)
описывает множество судебных процессов, на которых гомосексуальность
рассматривалась как преступление.
Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из
списка психических расстройств лишь в 1974 г. Теперь психологи считают, что
если у гомосексуалов возникают проблемы с душевным здоровьем, то нередко
причиной этого следует считать скрытное существование, которое они вынуждены
вести из-за неодобрительного отношения общества (Cain, 1991). (Это не означает,
что у гомосексуалов хуже обстоят дела с душевным здоровьем, чем у остальной
части населения,— результаты исследований не дают повода для подобного
заключения; речь идет только об утверждении, что некоторая часть проблем, с
которыми сталкиваются гомосексуалы, коренится в неодобрении общества.)
Исследователи отмечают, что когда человек, осознающий себя геем, понимает,
в каком конфликте он оказался с идеалами общества, то это приводит к серьезной
фрустрации (Hellwege et al., 1988; Thompson, 1992). Знание о том, что
гомосексуальность неприемлема, ставит такого человека перед очень тяжелым
выбором: признаваться перед людьми в своей инакости или скрывать ее. Признание
может повлечь за собой стрессы, напряженность в отношениях с близкими, разрыв с
ними, потерю работы (Cain, 1991), расставание с детьми.
Утаивание собственной гомосексуальности связано с не меньшими усилиями и
стрессом. Обстановка секретности вызывает ощущение, что ты бесчестен, а то, что
скрывается важная часть собственной идентичности, не дает возможности
налаживать с людьми доверительные личные отношения (Cain, 1991).
Потенциальная опасность общественной травли — важнейшее условие того,
«выйдет» ли гей к остальным людям или будет жить тайной жизнью. В нескольких
исследованиях обнаружилось, что озабоченность возможным отторжением со стороны
общества — это основной фактор, побуждающий скрываться (Franke & Leary, 1991).
Быть гомосексуалом в радикально ориентированном на гетеросексуальность обществе
настолько трудно, что в ответ на заявление, что гомосексуальность — это их
собственный выбор, некоторые геи возражают, что они ни за что не стали бы
гомосексуалами, если бы действительно имели возможность выбирать: это слишком
сложно в обществе, которое их не поддерживает (Fairchild & Hayward, 1989).
Отклонения от гендерной роли часто рассматриваются людьми как
доказательство гомосексуальности. А ведь мальчики в Соединенных Штатах уже в
четвертом классе используют слова вроде «педик» и «гомик», когда хотят
оскорбить сверстников с низким статусом (Thorne & Luria, 1986). В ряде
исследований (Deaux & Lewis, 1984; Storms et al., 1981) выяснилось, что люди
склонны с большей вероятностью воспринимать тех, кто обладает чертами
противоположного гендера, как гомосексуалов. Желание избежать этого позорного
ярлыка частично объясняет пассивное подчинение гендерным ролям.
Исследователи доказали, что устойчивая ассоциация между неповиновением
гендерным нормам и гомосексуальностью стала серьезным препятствием на пути
каких-либо перемен в отношении общества к гендерным ролям (Phelan, 1993; Silber,
1990). Особенно негативно могут быть настроены к геям гетеросексуальные
мужчины, потому что они глубже впитали традиционные роли и отклонение от
мужской роли для них скорее ассоциируется с гомосексуальностью, чем отклонение
от женской роли (Morin & Garfinkle, 1978; Whitely, 1990).
Конечно, геям стоит «выходить из подполья», просто для того чтобы уменьшить
в обществе количество стереотипов, касающихся гомосексуалов (Viss & Burn, 1992).
Но бесспорно, таким людям следует тщательно выбирать, признаваться ли вообще в
своей гомосексуальности и если признаваться, то кому. Наше общество все еще
изобилует значимыми антигомосексуальными предрассудками, и геи очень часто
испытывают на себе негативные социальные последствия отклонения от своих
гендерных ролей.
Роль информационного давления.
Информационное давление (informational pressure) вызвано тем, что, расширяя
наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует
придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большой степени
опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими
(Smith, 1982). Другими словами, иногда мы подчиняемся не просто из-за того, что
боимся осуждения общества, а потому, что без направляющего воздействия других
мы действительно не знаем, что думать, чувствовать и делать. При этом мы
обращаемся за подсказкой к окружающим и следуем их примеру. Мы живем в
цивилизации, которая создана людьми и без них не поддается пониманию. Исходя из
этого, можно сказать, что полагаться на окружающих, чтобы расширить наши
познания в социальных вопросах и о мире, в котором мы существуем, в целом
способствует адаптации. Чалдини (Cialdini, 1993) отметил следующую особенность:
чтобы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что
считают правильным другие, а свое поведение мы считаем правильным только до тех
пор, пока наблюдаем его у окружающих (он назвал это социальной проверкой).
Социальная проверка (Social proof). Человек оценивает свое поведение как
правильное, пока наблюдает такое же поведение у членов референтной группы.
Те же самые механизмы действуют применительно к гендерным ролям: когда мы
смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим, как
окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько
велика пропасть между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу, что так и
есть на самом дел
|
|