|
, и соответствуем этим ожиданиям. Мысль о том, что гендеры
должны обладать и обладают массой отличий, настолько повсеместно укрепилась в
нашей культуре, что неудивительно, если мы считаем ее верной. Далее в этой
главе мы обсудим многочисленные каналы, по которым эта информация поступает.
Информационное давление в сочетании с нормативным принуждением частично
объясняет силу влияния гендерных норм на наше поведение.
Аронсон (Aronson, 1992) предположил, что подчинение нормативному давлению
вызвано нашим желанием нравиться окружающим, а подчинение информационному
давлению — желанием быть правыми.
Конформность — экономия мысли.
Человеческой психике свойственно экономить время и силы. Так и тенденция
подчиняться социальным нормам фактически экономит мышление: все, что от нас
требуется в определенной социальной ситуации,— это бездумно демонстрировать
социально ожидаемое поведение. Роберт Чалдини в своей книге «Влияние» (Robert
Cialdini, 1993) увлекательно аргументирует мысль о том, как велика роль
социальных норм в упрощении нашей жизни и сокращении объема необходимых
мыслительных операций. Подобная тенденция, отметил он, обычно работает в нашу
пользу. Возможно, в раннем возрасте мы обнаруживаем, насколько проще жить,
следуя социальным нормам, и научаемся делать это, практически не задумываясь.
Часто так происходит и с гендерными нормами. Большинство людей принимают их
бессознательно, даже не ставя под сомнение.
Подчинение гендерным нормам: уступчивость, одобрение или идентификация?
Хотя в подавляющем большинстве случаев нашей реакцией будет почти
автоматическое подчинение социальным нормам, бесспорно, существуют ситуации,
когда мы этого не желаем. Социальные психологи признают, что, если люди
подчиняются, это совсем необязательно означает, что они согласны с социальным
договором. Иногда мы изменяем свое поведение, чтобы привести его в соответствие
с социальными нормами, даже если в действительности их не приемлем. Этот тип
подчинения получил название уступчивость (желание избежать социального
наказания и завоевать социальное одобрение), а основу его составляет
нормативное давление.
Уступчивость (Compliance). Тип подчинения социальным нормам, когда человек
не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы
избежать наказания и получить социальное одобрение.
Одобрение, интернализация (Acceptance). Тип подчинения социальным нормам,
когда человек с ними полностью согласен.
Идентификация (Identification). Тип подчинения социальным нормам, при
котором человек повторяет действия ролевой модели.
Когда Диана посещает свою бабушку, то сталкивается с некоторыми
неудобствами. Например, в этом доме принято, что женщины во время обеда подают
мужчинам блюда, уносят их грязную посуду, занимаются уборкой. Диана не считает
это правильным, но в доме своей бабушки делает,— ведь если она откажется, то
обидит родственников. За столом Диана обслуживает своего мужа, который
соответственно ей подыгрывает. Обычно муж Дианы не ждет, пока женщины обслужат
его, но дома у бабушки подчиняется норме, оставаясь сидеть, вместо того чтобы
помочь. Этот пример иллюстрирует важный признак уступчивости: если угроза
наказания за неподчинение отсутствует, то поведение становится другим.
Нередко бывает, что внутренне мы полностью соглашаемся с нормами, которым
подчиняемся. Такой тип подчинения называется одобрением или интернализацией.
Когда я была еще совсем ребенком, мать практически полностью обслуживала моего
отца и выполняла все его приказы, говоря, что так и должно быть, потому что
«мужчины главнее женщин». При этом она не просто внешне подчинялась этой норме,
но и внутренне принимала ее. Часто именно влиянию информации мы обязаны тем,
что принимаем социальные нормы и модели поведения, не поддающиеся трансформации
из-за того, что человек в них безоговорочно верит. Однако когда ситуация
социального контекста меняется (например, если женщина начинает зарабатывать
деньги), то человек тоже может измениться. Моя мать тоже изменилась и с тех пор
больше не верит, что «мужчины главнее женщин» и что женщины должны делать всю
работу по дому.
Третий тип подчинения, называемый идентификацией, имеет место, когда мы
повторяем действия ролевых моделей просто потому, что хотим быть похожими на
них. В качестве примера можно привести мальчика, который восхищается своим
традиционно мужественным отцом и постепенно впитывает большую часть его
взглядов. Одна из моих студенток описала, как в детстве идентифицировалась с
героиней телевизионного сериала «Маленький дом в прерии», которую звали Мэри:
"До того как я начала смотреть «Маленький дом в прерии», меня, без сомнения,
можно было назвать сорванцом. Положение дел изменилось, как только я начала
смотреть «Маленький дом». Я стала все менять, лишь бы быть похожей на Мэри. Я
никогда не видела Мэри в шортах или штанах, она всегда носила чистое платье.
Тогда я тоже начала носить платья и стремилась быть аккуратной, чтобы не
запачкаться.
Мэри старательно училась в школе, учитель любил ее, и, глядя на нее, я тоже
стала усердно заниматься. Я с большей заинтересованностью начала относиться к
работе по дому. Я видела, как Мэри помогает матери, и под влиянием Мэри тоже
начала готовить и накрывать на стол, даже когда меня об этом не просили. Я
помогала маме сортировать белье и взяла за привычку заправлять постель,
поскольку заметила, что у Мэри постель всегда была аккуратно заправлена."
Как отметил Аронсон (Aronson, 1992), представления, связанные с
идентификацией, могут измениться, если новая идентификация сменит предыдущую
(например, вы можете начать идентифицироваться с группой сверстников больше,
чем с отцом). Кстати, девушка, которая в детстве настолько идентифицировалась с
персонажем «Маленького дома в прерии», некоторое время спустя стала
идентифицироваться со своей ма
|
|