|
а
типичном южном наречии и сообщаю, что воспитывался в столице Конфедерации
(Ричмонд, штат Виргиния), то это может вызвать в вашем сознании определенные
стереотипы, которые повлияют на то, что вы заметите во мне и сохраните в памяти
на будущее. Без получения такой информации некоторые характерные черты моего
поведения и внешности остались бы незамеченными и несохраненными в памяти.
Стереотипы (Stereotype). Мнения о личностных качествах группы людей.
Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой
информации.
Результаты многих исследований указывают на то, что информация,
соответствующая нашим схемам, скорее будет замечена и запомнена, чем информация,
им несоответствующая (Cantor & Mischel, 1977; Chapman & Chapman, 1969; Cohen,
1981; Hamilton, 1981; Howard & Rothbard, 1980; Rothbart et al., 1979; Snyder,
1981). В одном из исследований испытуемым предлагалось просмотреть видеозапись
вечеринки по случаю дня рождения какой-то женщины. Те люди, которым говорили,
что эта женщина является официанткой, запомнили ее пьющей пиво и смотрящей
телевизор, те же, кому она была представлена как библиотекарь, запомнили ее
носящей очки и слушающей записи классической музыки (Cohen, 1981). Другими
словами, образ «официантки» заставил работать одну схему, образ «библиотекаря»
— другую; а дальнейшая обработка информации о вечеринке направлялась уже этими
схемами.
Обработка информации с использованием готовых схем замечательна тем, что
она, по определению Маркуса и Зайонца (Markus & Zajonc, 1985, р. 143), является
«экономичной», так как «сводит все неимоверно сложное социальное окружение к
контролируемому числу смысловых категорий. Они позволяют компенсировать
недостаток информации и помогают выходить за рамки полученной информации».
Разумеется, у такого процесса обработки информации есть и свои недостатки. Как
указывали Фиске и Тейлор (Fiske & Taylor, 1984, p. 139) «накопленные общие
знания о категориях людей не позволяют справедливо судить об уникальных
качествах отдельной личности».
Представим, например, что сообщение о моем происхождении с юга США
активировало у вас запуск, условно говоря, «провинциальной» схемы моего
восприятия, которая содержит такие элементы, как «невоспитанный»,
«некультурный» и «расист». Далее эта схема будет повышать вашу чувствительность
к любым моим действиям или высказываниям, которые хотя бы отдаленно могут быть
связаны с понятием провинциальности. Они будут привлекать ваше чрезмерное
внимание и станут основным мотивом восприятия моей личности даже в тех случаях,
когда на самом деле их нельзя считать характерными для моего поведения.
Исследование, проведенное Снайдером и Урановицем (Snyder & Uranowitz, 1978),
дает другую наглядную иллюстрацию. В их эксперименте все участники читали
«историю Бетти К». После чтения одной трети из них сообщалось, что Бетти К.
является лесбиянкой, другой трети — что она гетеросексуальна, а остальным
участникам вообще ничего не говорилось о ее сексуальной ориентации. Через
неделю всем участникам эксперимента предлагалось выбрать один из нескольких
вариантов ответа на каждый из 36 предложенных вопросов о жизни Бетти К. Каков
же был результат? Люди, которым сказали, что Бетти — лесбиянка, чаще других
выбирали ответы, согласующиеся со стереотипами поведения женщин подобной
сексуальной ориентации. Нередко они даже не обращали внимания на сведения,
изложенные в прочитанной ими истории, и выбирали ответы, которые лучше
согласовывались не с изложенными в ней фактами, а с общепринятыми стереотипами
поведения лесбиянок. Как раз на это и указывали Маркус и Зайонц (1985): схемы
позволяют нам выходить за рамки полученной информации.
Итак, схемы вначале влияют на то, что мы воспринимаем, а затем на то, что
мы запоминаем. Фиске и Тейлор (1984) отмечали, что такой порядок отличается от
нашего обычного представления о восприятии. Они писали, что большинство людей
считают, что восприятие — это прямое копирование объективных данных. Однако
концепция схемы основывается на том, что систематизированные предварительные
знания (схемы) оказывают влияние на активное конструирование социальной
реальности. В то время как объективные данные формируют то, что вы
воспринимаете, ваши убеждения и ожидания определяют то, как вы видите эти
данные.
Социальное познание гендера.
В этом разделе мы обсудим, как наше стремление к категоризации на основе
гендера управляет процессами обработки информации и приводит к тому, что мы
видим в мужчинах и женщинах куда больше различий, чем они имеют на самом деле.
Интересно, что результаты исследований опровергают утверждение, что мужчины и
женщины существенно отличаются друг от друга, но, несмотря на это, мы упорно
продолжаем видеть их совершенно разными и на основании такого восприятия
общаемся с ними тоже по-разному. Мы уже подробно рассматривали результаты
исследований гендерных различий и отмечали, что эти различия (если их все же
удавалось обнаружить), как правило, оказывались довольно незначительными.
Распространенные стереотипы представляют мужчин активными, агрессивными и
эффективно действующими, а женщин — пассивными, зависимыми и эмоциональными
(Bergen & Williams, 1991). Хоффман и Херст (Hoffman & Hurst, 1990) приводят
результаты исследований, которые наглядно демонстрируют, что большинство
стереотипных гендерных различий слишком незначительны, чтобы ожидать их
регулярного проявления. Эти авторы также указывают на то, что, по-видимому,
существует лишь незначительная корреляция между масштабом межполовых различий и
той степенью, в которой это подчеркивается в стереотипах.
Результаты исследования Мартина (Martin, 1987) в очередной раз
продемонстрировали нашу тенденцию видеть мужчин и женщин более непохожими друг
на друга, чем это есть на самом деле. В этом исследовании мужчинам и женщинам
предлагалось отметить, какими качествами из сорока предложенных — среди которых
были «типично мужские»
|
|