|
же взаимосвязанная природа женских и мужских
ролей подразумевает, что изменения в одной из них непременно должны
сопровождаться изменениями в другой. Киммель (Kimmel, 1987) указывает, что
исторически установившиеся определения мужественности и женственности
поддерживают ситуацию, в которой мужчины имеют над женщинами определенную
власть, и чтобы изменить это положение вещей, мало сосредоточиться на женской
роли, надо уделять внимание и мужской. Другая важная причина, которую мы должны
понимать как матери, отцы, жены, друзья, сыновья, дочери, возлюбленные и т. д.,
состоит в том, что наши любимые мужчины постоянно сталкиваются с трудностями,
созданными и поддерживаемыми традиционной мужской ролью.
Килмартин (Kilmartin, 1994) приводит несколько причин в пользу
необходимости изучения мужчин в качестве гендерного класса. Он признает, что в
основе всей современной психологии лежит психология мужчин, так как в качестве
нормы изучалось мужское поведение и долгое время в исследованиях участвовали
только мужчины. Но тем не менее, заявляет он, психология практически никогда не
обращалась к специфическим переживаниям мужчин, связанным с их гендерной
принадлежностью. Килмартин сформулировал следующие причины, указывающие на
необходимость изучения мужской психологии:
1. Хотя в целом мужчины обладают большим влиянием, чем женщины, существуют
мужчины, и их немало, которые этим влиянием не наделены, и жесткая мужская
социализация принесла им только вред. К тому же, обладая в обществе
сравнительно большой властью, мужчины могут оказать интенсивную помощь в
осуществлении перемен.
2. Общаясь с сильными женщинами, мужчины зачастую испытывают серьезные
трудности. Ведь с детского возраста мальчики воспитываются в убеждении, что
именно они должны быть сильными и властными, поэтому сильные женщины
воспринимаются как угроза мужскому началу. Это противоречие требует разрешения,
поскольку сильных женщин с каждым днем становится все больше.
3. Качество взаимоотношений с окружающими у мужчин нередко страдает из-за
того, что эти отношения разворачиваются в рамках, где не остается места для
базовой человеческой потребности — интимности.
На сегодня существует сравнительно немного научных исследований, касающихся
ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль. Психологи начали
изучать женскую роль после того, как внимание общества было привлечено
феминистским движением к низкому социальному статусу женщин. В последние
несколько лет мужская роль тоже пользуется все возрастающим вниманием
исследователей. Это увлекательная и относительно новая область гендерных
разработок. Основные характеристики традиционной мужской роли, которые обычно
критикуются женщинами, а именно эмоциональная невыразительность мужчин и их
скупой вклад в выполнение домашних дел, заставили психологов обратить
пристальное внимание на проблемы, связанные с этой ролью. Более того, полнее
понимая картину душевного здоровья и способы его регулирования, психологи стали
замечать, что в традиционной мужской роли есть аспекты, в эту картину не
вписывающиеся. Психологи-мужчины, научившись успешно отыскивать новые проблемы,
связанные с женской ролью, стали критичнее смотреть и на мужскую роль. Все
большее распространение получает та точка зрения, что некоторые социальные
проблемы, например мужское насилие над женщинами, отчасти коренятся в
традиционных представлениях о мужественности.
Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы.
В предыдущих главах мы обсуждали влияние социальных ролей на поведение.
Мужская роль здесь не является исключением, и ее нормы также усваиваются
посредством усиления (reinforcement), наблюдения за моделями и через культурные
каналы, например средства массовой информации. Носители роли находятся под
постоянным нормативным и информационным давлением. Мужчины с головой погружены
в океан социальной информации, которая дает им знания о том, что такое
«мужественность» (информационное давление); общество поощряет их за
гендерно-соответствующее поведение и не устает наказывать за малейшие действия,
не укладывающиеся в рамки ролевых норм (нормативное давление).
«Мужская суть не всплывает, подобно пузырю, на поверхность сознания со дна
телесной конституции; мужская суть создается культурой» (Kimmel, 1994, р. 120).
Вслед за Плеком (Pleck et al., 1993) я утверждаю, что поведение мужчин
основывается на представлении о мужественности, которое они впитали из культуры.
Верования относительно того, каким мужчина должен быть и что он должен делать,
составляют то, что Плек и его коллеги (Pleck et al., 1993 а, 1993 b) назвали
идеологией мужественности (masculinity ideology). Эта идеология — не что иное,
как набор социальных норм, известных также под именем мужской гендерной роли.
Томпсон и Плек (1986, р. 531) определили мужскую роль как «социальные нормы,
содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо
чувствовать и делать». Исследуя в 1986 г. мужчин, учащихся в колледже, Томпсон
и Плек открыли, что структура этих ролевых норм складывается из трех факторов.
Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоевывают статус и уважение других
(норма статуса). Второй фактор, норма твердости, отражает ожидания от мужчин
умственной, эмоциональной и физической твердости (Каждый из этих типов будет
рассмотрен в качестве отдельной нормы.) Третий фактор — это ожидания того, что
мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности (норма
антиженственности).
Совсем недавно исследователи мужественности высказали идею о том, что более
корректно было бы говорить о многочисленных мужественностях. Другими словами,
они признали важность влияния расы, национальности, принадлежности к
определенном
|
|