|
ужским», высоким по статусу и
высокооплачиваемым работам поставлено множество барьеров, таких, как завышенные,
несущественные для профессиональной деятельности требования к кандидатам,
сексуальные преследования на рабочем месте, опыт прошлой дискриминации и
принятые в обществе нормы.
Подход, основанный на концепции человеческого капитала, тоже не годится.
Разницу в оплате труда мужчин и женщин нельзя непосредственно объяснить
различиями в образовании, квалификации, стаже или качестве их работы.
Теория справедливости предполагает, что, когда работающие женщины
сравнивают себя с мужчинами, выполняющими аналогичную работу, они видят
несправедливость по отношению к себе. Но то, что в нашем обществе профессии и
рабочие места в большинстве своем разделены на «мужские» и «женские», уменьшает
вероятность таких сравнений и делает более сложной задачу добиться равной
оплаты труда.
Большая часть наиболее престижных профессий в нашем обществе захвачена
мужчинами, женщины очень слабо представлены в правительстве и на высоких постах
в крупных организациях.
Женщины, пытающиеся делать карьеру, часто встречают на своем пути
«стеклянный потолок». Согласно данным социологических, исследований, это
происходит не оттого, что женщины не обладают качествами, необходимыми лидеру,
и не оттого, что они вносят в дело меньший «человеческий капитал», чем мужчины.
Общепринятые стереотипы, предполагающие, что женщины — плохие лидеры,
отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка». Женщины реже
получают назначения, способствующие быстрому продвижению по служебной лестнице,
чем мужчины. Имеет значение и то, что у женщин обычно нет «покровителей»,
помогающих им делать карьеру.
Обязанности по отношению к дому и семье часто являются препятствием для
продвижения женщин по службе, так как из-за этих обязанностей они не всегда
могут позволить себе работать во внеурочные часы и ездить в командировки.
Однако иногда бывает, что работодатель изначально уверен в том, что домашние и
семейные обязанности женщины помешают ее работе на высоком посту, даже если на
самом деле это не так.
Неработающая домохозяйка не может удовлетворить многие из своих
психологических потребностей, кроме того, финансовая зависимость домохозяйки от
мужа уменьшает ее влияние в семье.
Работающие женщины трудятся дома намного больше, чем их работающие мужья,
что приводит к разрыву во времени отдыха.
Несмотря на то что нести двойной груз обязанностей на работе и в семье
очень тяжело, работающие женщины много выигрывают от своего положения.
Многие люди, желая оправдать неравенство мужчин и женщин, используют
концепцию «такова жизнь».
Глава 4. Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью.
Почему необходимо изучать мужскую роль. Мужская гендерная роль и входящие в
нее нормы. Норма успешности/статуса. Норма твердости. Норма антиженственности.
Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли. Заключительные замечания.
Резюме
«Мама, а почему в песне поется, что мальчишки сделаны из улиток, ракушек и
зеленых лягушек, а девчонки — из сладостей, пряностей и всяческих любезностей?
Они хотят сказать, что мальчикам не надо быть любезными?»
Кен, 6 лет
Читательницы вряд ли сделали для себя в предыдущей главе какие-нибудь
сенсационные открытия: они и так знают, что женский труд хуже оплачивается, на
женских плечах лежит большая часть работы по дому и заботы о детях и при этом
женщины имеют более низкий статус по сравнению с мужчинами. Немного уязвленной
может чувствовать себя мужская часть читателей. Ведь лично они не создавали ни
неравенства на работе, ни социальные нормы, поддерживающие различные роли для
мужчин и женщин. Признать существование такого неравенства означает согласиться
более справедливо делить обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать,
менять подгузники, стряпать, мыть пол и пылесосить, накрывать праздничный стол,
а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых людей со свежими силами
влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за перемен
в гендерных ролях мужчина потеряет хорошего помощника, который раньше заботился
о его питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин
половая принадлежность — это источник очень важной части их идентичности, части,
которая включает роль «добытчика» в семье и четко отделяет то, что относится к
мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных мыслей многие
мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют
существование неравенства. Однако в этой главе я намерена доказать, что мужчины
тоже многое теряют из-за традиционных гендерных ролей.
Почему необходимо изучать мужскую роль.
Некоторые феминистки считают, что изучать ограничения, накладываемые
традиционной мужской ролью, не нужно. Эти ограничения тривиальны, и обращать на
них внимание — значит отвлекаться от основной проблемы: униженного положения
женщин. Например, Летти Коттин Погребин (Letty Cottin Pogrebin, 1993, p. 96)
писала: «Что мне не по душе, так это особый пыл, с которым в каждой женской
проблеме пытаются отыскать скрытый вред, который она несет для мужчин. А еще
мне непонятно, каким образом существование нескольких пострадавших среди мужчин
уравновешивает в глазах общества страдания неисчислимого количества женщин». Я
понимаю беспокойство г-жи Погребин, но тем не менее считаю, что подобные
комментарии только подчеркивают необходимость открытого исследования
ограничений, накладываемых традиционной мужской ролью. Большое влияние мужчин
как группы скрывает от нас существование этих ограничений и препятствует
переменам в мужской роли. К тому
|
|