|
(Eagly, 1978; Eagly & Wood, 1985). Другой причиной может быть то, что мужчины
менее конформны из-за социальных норм, которые предписывают им быть
независимыми и не поддаваться влиянию со стороны. Было обнаружено, что мужчины
менее конформны в ситуации, когда они считают, что члены группы знают их мнение,
чем тогда, когда они уверены, что другим их мнение неизвестно. На конформность
женщин этот фактор не оказывал никакого влияния (Eagly et al., 1981).
В статье Игли (Eagly, 1978) говорится, что среди 22 работ по этой теме,
проведенных и опубликованных до 1970 г., 32% указывают на большую степень
подверженности влиянию у женщин, тогда как из 40 исследований, обнародованных
после 1970 г., лишь 8% обнаружили те же самые различия. Она заметила, что
социально-психологическое влияние биологического пола, по всей видимости,
зависит от контекста культуры. Игли также заключила, что, исходя из того, что
нам свойственно подчиняться мнению других тогда, когда мы не уверены в своей
позиции или способностях, наибольшие половые различия будут обнаруживаться в
исследованиях, использующих темы, в которых представители одного гендера
ориентируются лучше. Например, целый ряд ранних исследований гендерных различий
оперировал знаниями из военной области и политики (Eagly, 1978). Систранк и
Макдэвид (Sistrunk & McDavid, 1971) а также Голдберг (Goldberg, 1974, 1975)
обнаружили следующую закономерность: когда затрагивались женские темы, мужчины
были более склонны к конформному поведению, чем женщины, и наоборот. Мопен и
Фишер (Maupin & Fischer, 1989) тоже пришли к выводу, что на получаемые
гендерные различия в подверженности влиянию оказывают воздействие следующие
факторы: связано ли задание каким-либо образом с гендером и обладают ли мужчины
(или женщины) явным превосходством в данной области. Однако Игли и Карли (Eagly
& Carli, 1981), которые просили испытуемых обоих полов оценить каждую из 83 тем,
фигурировавших в работах по внушаемости с 1949 по 1977 г., с точки зрения
интереса, который она для них представляет и своей осведомленности в ней, не
нашли доказательств того, что исследователи чрезмерно тяготели к темам, в
которых мужчины лучше ориентировались и которыми интересовались. Вместе с тем
они обнаружили, что в большом количестве случаев использование мужских тем было
связано с высокой подверженностью влиянию у женщин.
Есть и более любопытные находки в отношении гендера и внушаемости. Одна из
них заключается в том, что пол исследователя, судя по всему, сильно влияет на
факт обнаружения гендерных отличий. Игли и Карли подсчитали, что 79%
исследований, в которых были обнаружены гендерные отличия в пользу большей
внушаемости женщин, были осуществлены мужчинами, а также что
исследователи-мужчины обнаруживали более значительные отличия, чем их коллеги
женского пола. Исходя из этого, Игли и Карли заключили, что, вероятнее всего,
ученые склонны планировать, осуществлять и излагать свои исследования в таком
виде, который бы польстил тому гендеру, к которому они сами принадлежат (Eagly
& Carli, 1981).
Несмотря на то что в исследованиях Игли и ее коллег (Eagly, 1978; Eagly &
Carli, 1981) обнаружились лишь очень малые гендерные различия в подверженности
влиянию, стереотип о том, что женщины более внушаемы и конформны, чем мужчины,
продолжает существовать (Eagly & Wood, 1982). По мнению Игли ее коллег (Eagly &
Wood, 1982; Eagly, 1983), причина стойкости этого взгляда в том, что женщины в
целом имеют более низкий социальный статус и дома и на работе. Лица, обладающие
меньшей властью и более низким статусом, вынуждены во многом уступать влиянию
тех, кто выше их по статусу. Люди видят, что роли с высоким статусом
принадлежат мужчинам чаще, чем женщинам, более того, женщины чаще бывают в
подчиненных и конформных ролях, чем мужчины. Отсюда и стереотип. Игли и Вуд
провели несколько экспериментов в подтверждение этой гипотезы и выяснили, что
женщины не являются более подчиняющимися и уступчивыми от природы, но вести
себя подобным образом обязывает их низкий статус. Унгер и Кроуфорд (Unger &
Crawford, 1992) также отмечали, что гендерные различия в подчиняющемся
поведении — часто не более чем результат различий в статусе между мужчинами и
женщинами. Игли и Вуд (Eagly & Wood, 1982) пришли к выводу, что как только
распределение социальных ролей между мужчинами и женщинами станет менее
гендерно-типизированным, можно будет ожидать сокращения подобных гендерных
стереотипов.
Альтруизм.
Общепринятые стереотипы, описывающие женщин заботливыми и сочувствующими,
наталкивают на мысль, что они должны больше, чем мужчины, помогать окружающим,
тогда как в ходе метаанализа социально-психологических исследований готовности
помочь, проведенного Игли и Кроули (Eagly & Crowley, 1986), выяснилось, что
чаще помогают другим как раз мужчины, а не женщины. Авторы объясняют такой
результат тем фактом, что типичное социально-психологическое исследование
готовности помочь включает в себя создание ситуаций кратковременной помощи
незнакомому человеку, как раз таких, в которых мужчина скорее всего окажет
необходимую помощь. По словам Игли и Кроули (1986), проведенный ими метаанализ
подтвердил, что мужчины не отличаются от женщин в готовности помочь, однако
существуют половые различия в оказании помощи, которые зависят от типа
помогающих действий.
Отличие типов помощи у мужчин и у женщин можно понять, предварительно
рассмотрев различные социальные роли, которые занимают мужчины и женщины.
Вспомним, что, согласно теории социальных ролей Игли, не различия между
мужчинами и женщинами заставляют их занимать разные социальные роли, а скорее
благодаря различию в социальных ролях мужчины отличаются от женщин. В отношении
помогающих действий это положение можно сформулировать так: нормы, отвечающие
за оказание помощи, различны для мужской и женской роли. Например, женская
гендерная роль предписывает женщине заботиться о личных и эмоциональных
потребностях других и помогать им достигать целей («заботливая
|
|