|
век оценивает себя
с точки зрения гендера (Hargreaves, 1987). Опросник включает в себя 60
прилагательных, каждое из которых обследуемый оценивает по 7-балльной шкале
исходя из того, насколько точно оно его характеризует. Двадцать прилагательных
из этого списка составляют шкалу мужественности: мужественный(-ая),
анализирующий(-ая), амбициозный(-ая), агрессивный(-ая), доминантный(-ая) и т. д.
; еще двадцать составляют шкалу женственности: женственный(-ая), теплый(-ая),
любящий(-ая) детей, внимательный(-ая) к нуждам окружающих и т. д.; а оставшиеся
двадцать — нейтральные: завистливый(-ая), надежный(-ая), серьезный(-ая), с
большим самомнением, тактичный(-ая). Прилагательные были отобраны исходя из
того, какие характеристики считались гендерно-соответствующими в то время,
когда создавалась шкала. Это делалось с целью определить место гендера в
культурном контексте, а не в личности отдельного человека (Bem, 1993). Человек,
набравший большое количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале
женственности, считается андрогинным; тот, кто набрал высокий балл по шкале
женственности, но низкий — по шкале мужественности, считается женственным; тот
же, чей балл по шкале мужественности намного превышает результаты по шкале
женственности, считается мужественным. Термином «недифференцированный» в этом
опроснике обозначаются те, кто набрал одинаково низкие баллы как по шкале
мужественности, так и по шкале женственности. Поло-типизированным человеком мы
называем того, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое
считается в его обществе гендерно-соответствующим.
Существует ряд научных работ, в которых исследовались результаты проведения
BSRI в неевроамериканских группах. Интересно, что они нередко противоречат
общепринятым стереотипам. Согласно Де Леон (DeLeon, 1993), афроамериканцы и
пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы.
Два других исследования тоже показали, что афроамериканские женщины набирают
больший балл по андрогинии, чем евроамериканки (Binion, 1990; Dugger, 1988).
Это можно объяснить исторически сложившимся высоким уровнем безработицы среди
чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие
женщины заняли на рынке рабочей силы более уверенные позиции по сравнению с
белыми женщинами. Исторический опыт афроамериканок привел к тому, что их
представление о женственности стало включать уверенность в себе, физическую
силу, находчивость и самостоятельность (Dugger, 1988). В исследовании,
проведенном в 1983 г. Пу и Васкес-Наттал среди женщин, обучающихся в колледжах,
наиболее высокие баллы по шкале мужественности набрали чернокожие студентки, за
ними следовали латиноамериканки, а затем белые женщины (отчет об исследовании
см. Vazquez-Nuttall et al., 1987). Такие же результаты были получены Де Леон
(DeLeon, 1993).
Кранау и соавторы (Kranau et al., 1982) выявили, что мексиканки наиболее
женственны среди иммигрантов, ассимилировавших культуру американского общества,
несмотря на то что их поведение становится все менее и менее женственным. Зато
пуэрториканские женщины, живущие на острове, по данным одного из последних
исследований, отнюдь не оказались более женственными, чем пуэрториканки,
живущие в Соединенных Штатах (DeLeon, 1993). Сравнение результатов BSRI у
афроамериканских, пуэрториканских и евроамериканских мужчин показало, что самый
высокий процент мужчин женственного типа и самый низкий процент мужчин
мужественного типа обнаружился среди пуэрториканцев. Пуэрториканские мужчины в
среднем набирали значительно больше баллов по шкале женственности, чем мужчины
из афроамериканской и евроамериканской подгрупп. Де Леон считает причиной то,
что пуэрториканская культура поощряет проявления привязанности к семье, заботы
о других, заботы о детях — черты, которые описывают в BSRI женственный тип.
Перечисленные исследования указывают нам на роль культуры в создании гендерных
типов, а также на явный недостаток научных работ в этой области. В шестой главе
мы продолжим обсуждение связей между гендером и культурой.
Споры по поводу опросника Сандры Бем и концепции андрогинии.
BSRI стал предметом многочисленных научных споров, значительная часть
которых касалась комплексных методологических вопросов (Baldwin et al., 1986;
Bem, 1979; Hargreaves et al., 1981; Kottke, 1988; Locksley & Colten, 1979;
Lubinski et al., 1981; Marsh & Byrne, 1991; Pedhazur & Tetenbaum, 1979; Spens &
Helmrich, 1981; Taylor & Hall, 1982). Другие существующие инструменты измерения
андрогинии: Опросник личностных атрибутов (PAQ) (Spens, Helmrich & Stapp,
1974); Sex-Rep Instrument (Baldwin et. al., 1986); Шкала ANDRO (Berzins et al.,
1978); Шкала поло-ролевого поведения (Orlofsky et al., 1982).
Под удар попала даже сама концепция андрогинии (Ashmore, 1990; Sedney,
1989). Сама Бем (Bem, 1981, 1993) сокрушалась по поводу того, что концепция
андрогинии подразумевает, что некоторые из одобряемых качеств являются
«мужскими», а некоторые «женскими», — ведь это в корне противоречит нашему
намерению уменьшить гендерную поляризацию. Многие психологи предлагают совсем
отказаться от терминов «мужественность» и «женственность», которые только
укрепляют гендерные различия и стереотипы (Betz, 1993). Спенс и Хельмрих (Spens
& Helmrich, 1981) предложили вместо этих терминов использовать следующие:
инструментальность, что отражает способность к самоутверждению и компетентность
(ключевые аспекты традиционной мужественности), и экспрессивность,
представляющая качества, традиционно связываемые с женственностью, например,
забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность
(Betz, 1993). В своей книге (1993) Бем признается, что концепция андрогинии
далека от реального положения дел: исходя из нее, перемены должны произойти на
личностном уровне, тогда как в действительности ликвидация гендерного
неравенства неизбежно потребует изменений в структуре общественных институтов.
Другая трудноразрешимая проблема кроется в возможной утрате позитивной
соц
|
|