|
обсуждаться похожее исследование, проведенное Кобб и другими
учеными.
В экспериментах Гейс и коллег (Geis et al., 1984), Дженнингс и соавт.
(Jennings et al., 1980) обнаружилось, что просмотр рекламных роликов с
выраженными гендерными стереотипами оказывает определенное влияние на
стремление участниц эксперимента к карьерному росту, их отношение к
существующему порядку вещей и уверенность в себе. В частности, Дженнингс и его
коллеги начали свой эксперимент с того, что случайным образом отобрали две
группы женщин. Роль независимой переменной играл просмотр записанных на
видеопленку четырех телевизионных рекламных роликов. Первая группа увидела эти
ролики в первоначальном виде, в котором они демонстрировались по телевидению, т.
е. изображающими женщин по отношению к мужчинам в традиционных ролях
(домохозяйки или сексуального объекта). Например, одним из показанных в
эксперименте роликов была реклама замороженных обедов Hungry Man, где
многократно уменьшенная женщина подает на стол своему гигантскому мужу не менее
огромное блюдо. В другой группе демонстрировались те же самые рекламные ролики,
только все роли в них исполняли актеры противоположного пола.
В качестве исходной гипотезы исследователи предположили, что женщины,
просмотревшие традиционные ролики, проявят меньшую независимость в суждениях и
меньшую уверенность в себе (зависимые переменные), чем женщины, которые видели
ролики с переменой ролей. Чтобы измерить уровень независимости суждений,
исследователи предложили половине испытуемых принять участие в фиктивном
эксперименте, в котором якобы изучалось, какие мультфильмы люди считают
смешными. Участницы должны были оценить «веселость» 16 мультфильмов. Объясняя
условия, экспериментатор попутно указывал на большую доску с начерченной на ней
таблицей, которая якобы отражала оценки предыдущих испытуемых, и говорил каждой
участнице, что ее ответы тоже будут внесены в соответствующую колонку. Женщины,
смотревшие традиционные ролики, оказались под гораздо более сильным влиянием
этих фальшивых оценок.
Другая половина испытуемых приняла участие в исследовании мнений
относительно СМИ (тоже, естественно, фиктивном), которое было предпринято с
целью измерить воздействие просмотренных рекламных роликов на уровень
уверенности в себе. Участницам предлагалось произнести 4-минутную
импровизированную речь на одну из двух тем (по выбору): «опасная и вводящая в
заблуждение телевизионная реклама» или «демонстрация насилия в телевизионных
программах». Экспериментатор, ничего не зная о том, какие ролики смотрел
испытуемый, определял уровень уверенности говорящего, оценивая семь
невербальных показателей в поведении (движения глаз, нервозность и т. д.). Те
из женщин, кто смотрел традиционные ролики, были значительно менее уверены в
себе, чем остальные участницы эксперимента.
Фэйсизм
Целый ряд исследований показывает, что мужчины и женщины изображаются в
разных социальных ролях и занятыми разной деятельностью, но вместе с тем
существуют еще более искусные способы, при помощи которых культура усиливает
различия в восприятии полов. Арчер и его коллеги (Archer et al., 1983)
обнаружили, что в изображениях мужчин и женщин лицо выделяется в разной степени,
и назвали это явление фэйсизм (face-ism). В частности, они указали на тот факт,
что фотографии в прессе подчеркивают у мужчины лицо, а у женщины — тело, так
как мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше, а женщины — во весь рост.
Во всех двадцати странах, где было проведено исследование, дело в печатных
изданиях обстояло именно так. Нигро и его коллеги (Nigro et al., 1988) также
подсчитали, что в 70—80-х гг. в журналах Time, Newsweek, Good Housekeeping и Ms
лицо больше подчеркивалось у мужчин, чем у женщин.
Фэйсизм (Face-ism). Тенденция в разной степени выделять в изображениях
мужчин и женщин лицо и тело. Фотографии в прессе обычно подчеркивают у мужчины
лицо, а у женщины — тело, так как мужчины на них обычно изображаются от шеи и
выше, а женщины — во весь рост.
На первый взгляд может показаться, что этот факт не имеет большого значения.
Однако, как справедливо замечает Арчер, голова и лицо являются «центром
душевной жизни — там локализуется интеллект, личность, идентичность и характер»
(Archer et al., 1983, p. 726), и, таким образом, становится ясно, что средства
массовой информации ассоциируют эти понятия скорее с мужчинами, чем с женщинами.
Более того, эксперименты показали, что акцентирование лица индивида приводит к
тому, что испытуемые более высоко оценивают его ум, амбиции и внешность.
Язык
Язык, на котором мы говорим, также может внести свой вклад в стереотипное
восприятие мужчин и женщин. Хенли (Henley, 1989) указывает, что в английском
языке есть обширный диапазон средств, которые позволяют по-разному описывать
мужчин и женщин, а если точнее, изображать женщин мелкими, заурядными или вовсе
их игнорировать. Отчего, к примеру, для замужней женщины существует специальное
название (миссис), а для женатого мужчины аналогичного названия нет? О чем это
говорит? Уж не о том ли, что семейное положение женщины, в отличие от мужчины,
влияет на то, какой нам следует ее воспринимать и как с ней общаться? Хенли
также упоминает об исследовании, показавшем, что слов, описывающих женщин с
плохой стороны, в 6—10 раз больше, чем слов, при помощи которых можно сказать
плохо о мужчине (вспомните, сколько существует способов, чтобы сказать о
женщине, что она распутна). В этих словах содержится информация о том
соответствующем гендеру поведении, которое принято в нашей культуре.
Игрушки
Есть все основания полагать, что в процессе дифференциальной социализации
очень велика роль детских игрушек. Согласно проведенным исследованиям, игрушки
и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые
касаются подготовки к материн
|
|