|
ott Medal and honors, опубликованных в период с 1937
по 1989 г., с целью выявить изменения в гендерном маркировании предметов. Эти
издания в большом количестве стоят и на полках книжных магазинов, и в
библиотеках, поэтому авторы сочли, что они достаточно полно отражают литературу,
которую в настоящее время читают американские дети. Гендерное маркирование
того или иного объекта дает нам представление о том, кто его чаще использует —
мужчины или женщины. Важность гендерного маркирования объясняется тем, что дети
наблюдают, с какой частотой определенные действия производятся мужчинами и
женщинами, и с большей вероятностью будут имитировать то поведение, которое
сочтут присущим людям одного с ними гендера.
По результатам исследования, среди персонажей женского пола значительный
количественный перевес был на стороне тех, кого изобразили с предметами,
относящимися к домашнему хозяйству (кухонная утварь, метлы и т. п.), и это
соотношение не менялось на протяжении 53 лет. Мужчин чаще предпочитали рисовать
с орудиями труда (т. е. предметами, используемыми для работы вне дома). И в то
же время доля мужчин, нарисованных с предметами домашней утвари Б руках,
заметно возросла. Результаты этого исследования недвусмысленно дают понять, что,
за исключением возросшего числа мальчиков, нарисованных с предметами домашней
утвари в руках, изображение в детских книгах различных видов труда,
соотнесенных с тем или иным гендером, претерпело минимальные изменения.
Телевидение
Гербнер и Гросс (Gerbner & Gross, 1976) приписывали телевидению уникальную
способность изменять фундаментальные представления о природе социальной
реальности. Оно обладает этим даром благодаря тому, что не только отражает
status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции,
телевизионные образы кажутся реальными, а людям доступно широкое использование
телевидения и возможность выбора. Альберт Бандура (Bandura, 1969) высказал идею,
что телевидение вполне способно соперничать с родителями и учителями в
качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что
средства массовой информации очень важны в гендерно-ролевой социализации, а
анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам,
продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы
мужчин и женщин. Одна из моих студенток написала о том, какое влияние оказал
телевизионный сериал «Брэди и их друзья» (The Brady Bunch) на ее
гендерно-ролевую социализацию. В первый раз этот сериал демонстрировался на
телеканале ABC с 1969 по 1974 г., и время от времени его повторяют на других
каналах.
"Когда я была ребенком, моим любимым занятием было раз за разом смотреть
повторы мыльной оперы «Брэди». В то время я точно знала, что моя цель в жизни —
стать совершенной женой, как Кэрол Брэди, иметь шесть или семь детей и
позволить мужу обо мне заботиться. Когда я начала учиться в колледже, это все
еще было моей целью. Собственно, только в прошлом году я всерьез задумалась о
карьере и сменила специализацию с домоводства на психологию."
Синьорелли (Signorielli, 1989) провел анализ недельных выборок
телевизионных программ, которые занимали в эфире лучшее время в период с 1969
по 1985 г., и обнаружил, что 71% появлявшихся на экранах людей и 69% главных
героев — были мужчинами. Анализ тенденций выявил лишь незначительные изменения
в этих пропорциях за 16-летний период. Женщины на телевидении были в среднем
моложе, чем мужчины; обладали более привлекательной внешностью и мягким
характером; их показывали в контексте романтических интересов, дома, семьи; они
же чаще оказывались в роли жертвы. Из 10 замужних героинь только три имели
какую-либо работу за пределами дома (в реальной жизни работают более половины
замужних женщин), и даже если женщины работали, то им, как правило, отводились
традиционные женские занятия. Мужчины же не только значительно чаще появлялись
на экране, но и имели уважаемую в обществе профессию (адвокат, врач) либо
подвизались в специфически мужской области деятельности, например полицейскими.
Аткин и его коллеги исчерпывающим образом проанализировали и описали 555
телевизионных персонажей. По поводу женских ролей в их отчете говорится
следующее: «Подавляющее большинство отражает мужские фантазии о полуодетой
глупышке, которую необходимо спасти» (Atkin et al., 1991, p. 679).
Вандеберг и Штрекфусс (VandeBerg & Streckfuss, 1992) провели анализ 116
телевизионных программ, которые за две недели транслировались в лучшее эфирное
время по одному из трех крупнейших американских телеканалов. По их подсчетам,
ни в одной из этих программ соотношение мужских и женских ролей не превысило
2:1 (т. е. 65% мужчин и 35% женщин). При этом работающих женщин стараются
значительно реже изображать принимающими решения, утверждающими рыночную
политику корпорации, выполняющими социально и экономически результативную
работу. Более того, исследователи отметили, что телевизионные героини,
занимающие руководящие посты высокого уровня, как правило, унаследовали их от
своих мужей или родственников. Несмотря на то что мужчины гораздо чаще
появляются на телеэкранах и при этом их показывают более сильными личностями по
сравнению с женщинами, образы мужчин также оставляют желать лучшего. Вандеберг
и Штрекфусс заметили, что мужчин часто изображают жесткими, эгоцентричными,
настроенными на агрессию и соперничество. Наконец, отрицательными персонажами
предпочитают делать мужчин, тогда как женщин стремятся показать чуткими и
добросердечными.
Дэвис (Davis, 1991) провел анализ всех телевизионных программ, вышедших в
эфир весной 1987 г. Он насчитал значительно больше мужских персонажей, чем
женских (65% против 35%). Кроме того, он обнаружил, что взрослые женщины в
целом значительно моложе, чем взрослые мужчины (примерно на 10 лет), что
женщина имеет в четыре раза больше шансов оказаться блондинкой, чем мужчина —
блондином, и наконец, женщины в че
|
|