Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 
Характерная черта дравидской мифологии — отсутствие пантеона и «проработанных» 
образов богов. В центре этой мифологии — жизненная сила, проявляющаяся в 
плодородии природы и через многочисленных духов.
Из дравидской традиции в индуизм пришли богиня войны и смерти Коттравей (как 
ипостась Дурги) и бог войны Муруган (как сын Шивы). Один из дравидских мифов 
гласит, что ведический мудрец Агаттияр принес на юг Индии тамильский язык, 
который узнал от Шивы (или от Муругана). Агаттияр считается и создателем 
первого тамильского грамматического трактата. В этом мифе видят отражение 
«встраивания» дравидийской традиции в индуизм.

Как говорилось выше, основным источником сведений о культуре и мифологии 
индоарийских племен периода «ведической ночи» является «Ригведа». Однако 
«Ригведой» древняя индийская литературная традиция далеко не исчерпывалась.
«Ригведа» принадлежит к священным текстам, которые называются ведами (veda — 
священное знание). Всего вед четыре: «Ригведа» («веда гимнов»), «Самаведа» 
(«веда песнопений»), «Яджурведа» («веда жертвенных формул») и «Атхарваведа» 
(«веда заклинаний»). «Ригведа» — древнейшая из них; она начала складываться еще 
до переселения ариев в Индию, а окончательный вид приобрела, когда арии прочно 
утвердились на завоеванных территориях.




Каждая веда представляет собой собрание текстов — самхиту; самхита «Ригведы» 
насчитывает 1028 гимнов в десяти разделах — мандалах, самхита «Самаведы» — 1549 
гимнов, самхита «Яджурведы» — около 2000 гимнов
[10]
и самхита «Атхарваведы» — 371 заклинание.

«Ригведа» — древнейшая среди вед; по словам французского исследователя Л. Рену, 
она не предполагает ни одного санскритского памятника, тогда как все они 
предполагают ее. Первоначально вед было три — «Ригведа», «Самаведа» и 
«Яджурведа»; четвертая — «Атхарваведа» — канонизирована позднее. Гимны 
«Ригведы» посвящены отдельным божествам, преимущественно Агни, Индре, 
Всем-Богам (Вишведева), богине Ушас и божественным близнецам Ашвинам. Мандала 
IX отличается от остальных тем, что посвящена одному божеству — Соме, а мандала 
X (единодушно признаваемая наиболее поздней частью «Ригведы») представляет 
собой своего рода переход от «конкретики» ранних гимнов к метафизике упанишад.
Что касается «Самаведы», она является фактически прямым повторением «Ригведы» 
(стихи мандал VIII и IX) с приложением музыкальной нотации; тексты стихов 
записаны в «напевной» форме — так, как эти стихи должны петься. «Яджурведа» 
состоит из жертвенных формуляджусов, понять которые возможно только на основе 
конкретных ритуалов. Деление этой веды на Черную и Белую опирается на 
наличие/отсутствие комментариев к яджусам: Черная «Яджурведа» состоит из 
яджусов, стихотворных молитв (мантр) и комментариев, тогда как Белая (иначе 
Чистая) — только из яджусов и мантр. Как неоднократно отмечалось, если в 
«Ригведе» боги являются объектами почитания, а жертвоприношение только 
средством, с помощью которого это почитание осуществляется, то в «Яджурведе» в 
центре внимания находится само жертвоприношение, причем господствует взгляд, 
что правильно совершенное жертвоприношение дает жрецу власть над богами. По 
сравнению с «Ригведой», в «Яджурведе» произошли заметные мифологические 
«сдвиги»: прежние боги уступили приоритет творцу Праджапати, Рудра приобрел 
черты и имена, характерные для Шивы, Вишну также выдвинулся на передний план. 
Во многих яджусах упоминается о борьбе богов-дева с демонами-асурами; кроме 
того, нередко встречаются упоминания и культе змей, дравидском по происхождению 
и неизвестном «Ригведе». Как писала Т. Я. Елизаренкова, «вся мифология, 
играющая в этом памятнике подчиненную роль, сосредоточена вокруг борьбы дева и 
асуров, протекающей с переменным успехом и служащей для мотивировки различных 
особенностей ритуала».
«Атхарваведу» многие ортодоксальные индуисты (приверженцы трех вед) до сих пор 
отказываются признавать канонической. Первоначально этот текст назывался 
«Атхарвангираса», то есть «книга Атхарвана и Ангираса». Атхарван и Ангирас — 
мудрецы-риши, олицетворяющие, соответственно, белую и черную магию. В основе 
«Атхарваведы» лежат народные заговоры и заклинания, литературно обработанные 
редакторами-брахманами. Мифология в этой веде подчинена магии: мифы чаще всего 
выступают как «обрамление» магических действий. Нужно также отметить, что 
верховный бог «Ригведы» Индра в «Атхарваведе» уступает свое место богу огня и 
домашнего очага Агни.
К ведам примыкают брахманы («толкования Брахмана») — прозаические тексты 
различного объема, содержащие ритуальные, мифологические и другие пояснения к 
самхитам. Брахманы «Ригведы» — «Айтарея» и «Каушитаки», брахманы «Самаведы» — 
«Панчавинша» и «Джайминия», брахмана Черной «Яджурведы» — «Тайттирия», брахмана 
Белой «Яджурведы» — «Шатапатха», брахмана «Атхарваведы» — «Гопатха». По 
замечанию А. Я. Сыркина, время составления брахман совпадает с последним 
периодом оформления самхит — около X–VII вв. до н. э.
В состав брахман входят араньяки (буквально «лесные») — тексты для тех, кто 
удалился в леса, дабы посвятить свою жизнь благочестивым размышлениям. Известны 
также упанишады — поучения, передаваемые от учителя к ученику. Древнейшие 
упанишады входят в состав брахман, более поздние существуют как самостоятельные 
тексты. Вместе они составляют как бы заключительную часть вед, поэтому нередко 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-