|
вследствие «естественного старения» идеологической парадигмы; в мифологии это
нашло отражение в концепции двапараюги — мировой эпохи, в которую люди уже
настолько предались порокам, что оказались не в состоянии запомнить веду
целиком и потому разделили ее на четыре «составляющие» — «Ригведу», «Самаведу»,
«Яджурведу» и «Атхарваведу». В социальной практике упадок авторитета вед
проявился уже в упанишадах, где оспаривались традиционные ведические
установления. Одна за другой стали возникать религиозные секты и школы,
бродячие проповедники-шраманы отрицали авторитет вед и критиковали покоящиеся
на нем ритуально-социальные нормы. Из сочинений этого периода известны шесть
главных шраманов — «шесть учителей», учение каждого из которых оказало
значительное влияние на духовную жизнь Индии.
В середине I тысячелетия до н. э. (приблизительно VI в.) на северной окраине
долины Ганга родилось религиозно-философское учение, которому суждено было
спустя века превратиться в одну из мировых религий. Речь, конечно же, о
буддизме. Буддийская доктрина, отвергая веды, во многом опиралась на традицию
упанишад; как замечал Г. М. Бонгард-Левин: «…буддизм во многом был оригинальным
и самостоятельным религиозным течением, однако справедливо говорить об общем
духовном климате эпохи, определившем круг проблем и понятий, которыми
пользовались самые различные течения. Буддизм явился закономерным следствием
процесса эволюции общеиндийской духовной культуры».
Сформулированные Буддой «четыре благородные истины» и фактическое отрицание
богов (отвержение бога-творца, «низведение» богов до уровня обожествленных
героев и пр.) резко контрастировали с теми установлениями, которые излагались в
ведах. Сравнительная простота буддийской обрядности, отрицание крайних форм
аскетизма, проповедуемый принцип духовного равенства людей — все это привлекало
к учению все новых и новых приверженцев. Буддизм приняли правители царства
Магадха и других государств, а ко времени образования империи Маурьев (IV в. до
н. э.) это учение уже представляло собой серьезную силу. При царе Ашоке были
«канонизированы» основы буддийского вероучения.
Своего рода идеологическим союзником буддизма был джайнизм, также отрицавший
святость вед и отвергавший бога-творца. Наиболее ранние свидетельства о
джайнизме содержатся в надписях Ашоки: в этих надписях джайны во главе с
основателем учения Вардхаманой называются нигантхами (буквально «несвязанные»).
Джайнизм предложил собственную космографию и собственное учение о богах, равно
как и особое, отличное и от ведийского, и от буддийского учение о духовном
спасении.
Несмотря на силу внешнего «напора» и на собственную внутреннюю слабость,
ведическая традиция уцелела. По замечанию В. Г. Эрмана, «оттесненная в
предшествующую эпоху с господствующих позиций реформаторскими движениями
буддизма и джайнизма, брахманистская религия возродилась в новых исторических
условиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя многие народные
верования и культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной
ритуально-мифологической системы».
Великие эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» принадлежат уже не столько
ведическому, сколько индуистскому канону, закрепленному в пуранах и в
классической санскритской литературе. Древние ведийские боги, стоявшие во главе
арийского пантеона, отступают в этих текстах на второй план, а их место
занимают «новые» божества — Праджапати, Брахма, Вишну и Шива. С двумя
последними богами связаны два мифологических цикла — так называемые вишнуитский
и шиваистский; в каждом из циклов главную роль в создании мира и управлении им
играет «одноименный» бог. Вишну посвящены шесть из 18 главных пуран, в
остальных это божество (или его аватары) также является одним из главных
действующих лиц. Вместе с Шивой и Брахмой Вишну образует Тримурти — триаду
богов, в которой он — высшее начало, Абсолют, суть бытия и хранитель мироздания.
Что касается Шивы, этот бог как бы «поменялся» статусом с ведийским Рудрой: в
ведах Рудра носил эпитет Шива — «благой», в пуранах же имя Рудры стало эпитетом
Шивы; «Махабхарата» называет Шиву верховным богом и творцом мира.
К концу I тысячелетия до н. э. индуизм, вопреки распространению джайнизма и
особенно буддизма, прочно утвердился в Северной Индии. В дальнейшем индуизм
охватил всю территорию полуострова Индостан и вышел за ее пределы, утратив при
этом свои мифологические черты и превратившись в религиозно-философскую систему,
каковая существует и поныне. Современный индуизм не представляет собой
целостного явления; скорее это несколько религиозных течений (вишнуизм, шиваизм,
сикхизм
[9]
), опирающихся на единый источник.
На юге Индии продолжительное время бытовала (и отчасти продолжает бытовать и
сегодня) дравидская мифологическая традиция. Как писал А. М. Дубянский,
«собственно о дравидской мифологии можно говорить в связи с дравидским, точнее,
протодравидским этносом в эпоху, предшествовавшую становлению индуизма, и в
настоящее время — в связи с архаическими мифологическими представлениями,
сохранившимися на уровне сельской жизни и у сравнительно отсталых, не имеющих
письменности племен. Именно они сохраняют еще самобытные космогонические и
этиологические мифы, в которых главную роль играет богиня-созидательница,
богиня-мать». В известной мере дравидская мифология может считаться прямой
наследницей мифологии протоиндийской. Она оказала значительное влияние на
индуистскую мифологическую традицию, которая вобрала в себя многие дравидские
сюжеты и в то же время сама подверглась существенному влиянию индуизма.
|
|