|
что все встречающиеся в индийских и иранских мифах астрономические
представления суть обрывочно сохраненные мифологией и фольклором,
переосмысленные и на поздней стадии зафиксированные письменно свидетельства о
древнейших местах обитания ариев — на Крайнем Севере, за Полярным кругом; даже
высказывались предположения о том, что прародина ариев находилась в Арктике,
где до ледникового периода будто бы располагался материк с теплым климатом.
В XIX в. считалось доказанным, что перед миграцией в Индию и Иран между
протоиндоариями произошел раскол, в результате которого общность разделилась на
два племенных союза.
[6]
Первый союз из Средней Азии двинулся в Персию, а второй — через Афганистан в
Индию. Сегодня выдвинута гипотеза о том, что прародина индоевропейцев совпадала
с восточной Анатолией и северной Месопотамией; в первой половине III
тысячелетия до н. э. индоиранские племена появились на севере Ирана, а затем
через Афганистан проникли в северо-западную Индию.
[7]
Известная британская иранистка М. Бойс полагает, что разделение арийцев на
индоариев и индоиранцев произошло в начале II тысячелетия до н. э. Она относит
индоиранцев к представителям срубно-андроновской культуры, «памятники которой
обнаружены на огромной территории в степях от Волги до Западной Сибири.
Протоиранцы населяли, вероятно, по большей части нынешний Северный Кавказ, а
протоиндоарии жили к югу от них». Как бы то ни было, сам факт географического
разделения индоиранской общности не подлежит сомнению; при этом на протяжении
достаточно долгого времени (до X–IX вв.) арии сохраняли общую культуру, в
рамках которой постепенно складывались две религиозно-философские и
религиозно-мифологические традиции — традиция индийских вед и традиция иранской
«Авесты».
В науке период с падения Хараппы до возникновения буддийского учения (VI в. до
н. э.) называется «ведийской ночью»: эта тысяча лет миновала, не оставив по
себе документальных свидетельств и исторических вех. Единственный источник, на
основании которого можно составить хотя бы приблизительное представление о
раннем обществе ариев, — это «Ригведа», собрание священных гимнов, которое арии
принесли в Индию вместе с железным оружием (хараппская культура была бронзовой),
коневодством и боевыми колесницами.
Географически мир индоариев ограничивался северо-западной частью полуострова
Индостан (территория современной северо-западной Индии и центрального и
северного Пакистана). Сами арии называли эту область Саптасиндхава —
«Семиречье», под реками разумелись Инд, Кабул и пять рек Пенджаба (позднее
Кабул «уступил место» священной реке Сарасвати). Постепенно продвигаясь на
юго-восток, арии узнали еще две реки — Ямуну (совр. Джамна) и Гангу (совр.
Ганг); обе эти реки упоминаются в «Ригведе» всего лишь несколько раз, тогда как
остальные — достаточно часто. По мнению Т. Я. Елизаренковой, Ямуна и Ганга
«явно составляли далекую восточную периферию ригведийских ариев, так сказать,
их восточный форпост». Северную границу области ариев создавали горы Химаванта
— Гималаи.
Арийское общество отнюдь не было единым и состояло из множества патриархальных
полукочевых племен. Во главе каждого племени стоял раджа — царь, исполнявший
также обязанности верховного жреца; власть царя божественной не считалась. Ни
городов в современном значении этого слова, ни постоянных селений у ариев не
было: племена перебирались с места на место, останавливаясь для отдыха и
задерживаясь в подходящих местах на срок до полугода, чтобы посеять и снять
урожай.
Что касается социальной структуры общества ариев, оно состояло из трех групп —
брахманов, кшатриев и вайшьев; зависимые — шудры — к ариям не причислялись.
Системы каст в ту пору еще не существовало; группы назывались варнами, в основе
первоначального разделения, как полагают многие ученые, лежал цвет кожи. Кстати
сказать, вполне возможно, что по тому же признаку «Ригведа» причисляет людей со
смуглой кожей к дасью — врагам-«чернокожим».
[8]
Все четыре группы упоминаются в «Ригведе» лишь единожды — в одном из гимнов X,
последней мандалы. В этом гимне повествуется о том, как из тела первовеликана
Пуруши был создан мир: «Его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья
(кшатрием), его бедра стали вайшья, из ног родился шудра».
Боги, которых привели за собой арии, разительно отличались от богов
протоиндийцев Хараппы. Для последних характерно почитание Богини-матери и
поклонение тотемическим животным; арии же поклонялись мужским божествам, прежде
всего громовержцу Индре, воинственному Рудре и богу закона Варуне; признаков
тотемического поклонения в «Ригведе» уже не встречается, если не считать
«символизации» коровы (главного домашнего животного, источника материального
богатства) и коня (основы военного могущества). Матриархат протоиндийской
цивилизации сменился арийским патриархатом, и эта «смена вектора» отчетливо
прослеживается в «Ригведе».
Расцвет ведийской культуры и ведийской мифологии пришелся на рубеж I
тысячелетия до н. э. Затем же авторитет вед (и авторитет жрецов-брахманов как
олицетворений ведической мудрости) стал все чаще подвергаться сомнению —
|
|