Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 


Поскольку протоиндийская письменность пока не поддается расшифровке, о 
верованиях протоиндийцев можно судить почти исключительно по памятникам 
материальной культуры (и, в отдельных случаях, по изображениям на печатях). 
Находки множества терракотовых женских статуэток несомненно указывают на 
существование культа Богини-матери, а изображения животных на печатях, возможно,
 свидетельствуют о тотемическом поклонении быкам, слонам, буйволам и тиграм. На 
некоторых печатях встречается изображение трехликого божества, окруженного 
животными и сидящего в позе, которую позднее придавали Шиве. Английский 
исследователь Дж. Маршалл идентифицировал это божество с Шивой-Пашупати — 
покровителем скота. «Этот культ, вероятно, доказывает известную преемственность 
верований хараппцев и индуизма». Экспедиция Маршалла обнаружила и печати с 
изображениями женской ипостаси «прото-Шивы» — предположительно, прообраза 
богини Шакти.



Позднее был сделан вывод, что изображения на хараппских печатях представляют 
собой своего рода «конспекты мифов» и что протоиндийские космографические и 
мифологические представления в измененном виде вошли в религиозные системы 
Индии — индуизм, буддизм и джайнизм.

Приблизительно около 1700–1500 гг. до н. э. города протоиндийской цивилизации 
были разрушены. По мнению ряда исследователей, эта трагедия была вызвана 
вторжением на территорию Индии арийских племен через перевалы Гиндукуша. Арии 
сражались на боевых колесницах, которых не знали протоиндийцы, и потому 
сравнительно легко и быстро подавили сопротивление и утвердились в 
северо-западной Индии, оттеснив коренное население к югу. Впрочем, много 
сторонников имеет и та точка зрения, что города хараппской культуры погибли в 
связи с природными катаклизмами; при этом ссылаются на древнегреческого 
географа Страбона, который писал в своей «Географии»: «…видел страну с более 
чем тысячью городов вместе с селениями, покинутую жителями, потому что Инд, 
оставив свое прежнее русло и повернув в другое, гораздо более глубокое, 
стремительно течет, низвергаясь подобно катаракту».
[5]

Ожесточенные научные споры о причинах гибели городов протоиндийской цивилизации 
не утихают по сей день, регулярно выдвигаются все новые и новые гипотезы, но на 
этих страницах нет необходимости анализировать их сколько-нибудь подробно. Нам 
вполне достаточно знать, что протоиндийская цивилизация погибла — и на смену ей 
пришла цивилизация ариев.

Как уже упоминалось, арии стали проникать в северо-западную Индию 
приблизительно с середины II тысячелетия до н. э. Согласно так называемой 
теории арийского завоевания, Индия подверглась единовременному массовому 
вторжению народов белой расы, которые принесли с собой высокоразвитую культуру, 
идеи государственности и религии и частично истребили, а частично покорили 
автохтонные племена. По выражению Г. М. Бонгард-Ле-вина, эта теория многие 
десятилетия использовалась в качестве «некоего волшебного ключа, открывающего 
любые тайны истории Древней Индии. Как произошло рабство? В страну проникли 
арии и поработили местные племена. Как возникли касты? Арии возвели социальные 
перегородки, чтобы предотвратить смешение с аборигенами. Где истоки индийской 
культуры? Они в арийском духе, ставшем единственной основой прогресса страны на 
протяжении всей ее последующей истории».
Раскопки протоиндийских городов в долине Инда убедительно опровергли многие 
положения этой теории, оставив «зерно истины» — сам факт проникновения на 
территорию Индии с запада кочевых племен, придерживавшихся иной, нежели 
«аборигены», культурной традиции.
Слово «арья» (arya) служило самоназванием протоиндоариев, предков индийцев и 
иранцев, исторические судьбы которых в течение определенного периода времени 
складывались параллельно. (Кстати сказать, именно от этого слова происходит 
современное название Персии — «Иран».) Считается, что предки индийцев и иранцев 
составляли единую историко-культурную и языковую общность — индоиранскую. 
Сходство прослеживается в обрядности, в социальной организации, в 
мифологических сюжетах и в религиозных гимнах; некоторые фрагменты «Ригведы» 
имеют прямые аналогии в текстах священной книги зороастризма — «Авесты». Что 
касается языковой общности, те же «Ригведа» и «Авеста» дают весьма 
показательные примеры: Вритра — Веретрагна, Яма — Йима, Трита Аптья — Траэтаона,
 Сома — Хаома и даже Митра — Митра, Ваю — Вайю и Апам-Напат — Апам-Напат.
По замечанию Т. Я. Елизаренковой, то, «что индоиранская общность существовала, 
не вызывает никаких сомнений. Разногласия касаются ее локальной и 
географической соотнесенности, а также ее характера». В настоящее время в 
индологии приняты две точки зрения: согласно первой, индоиранцы первоначально 
обитали в ЮгоВосточной Европе, откуда переселились в Среднюю Азию, а в 
дальнейшем, разделившись на два потока, перебрались в Иран и Индию; согласно 
второй гипотезе, индоиранцы пришли из южнорусских степей на Кавказ, а оттуда 
двинулись в Индию и Иран. Известна также «полярная теория», возникшая в XIX 
столетии и просуществовавшая до 1920-х гг. Приверженцы этой теории полагали, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-