|
Супруга Шивы носит, как и он сам, множество имен, древнейшим из которых,
по-видимому, следует признать Деви («божественная»), явно отсылающее к
индоиранскому deva, daeva — «бог». Вполне вероятно, что культ супруги
верховного божества, этого олицетворения шакти, у арийцев — видоизменившееся с
течением веков поклонение Великой матери, засвидетельствованное в
протоиндийской культуре. Многочисленные имена Деви отражают два основных ее
качества (гуны) — благодетельное и губительное. Как благодетельница она — Ума
(«светлая»), Гаури («белая»), Парвати («горная»), Аннапурна («богатая
пропитанием»), Джаганмата («мать мира»); губительный аспект богини выражают
такие имена, как Дурга («труднодоступная»), Кали («черная»), Чанди («гневная»),
Бхайрави («ужасная»). Некоторые из этих имен постепенно обрели «независимость»
от богини и сами сделались богинями и объектами почитания. Прежде всего это
относится к Парвати, Дурге и Кали.
Парвати — родившаяся заново первая жена Шивы, Сати. Она была дочерью Дакши и,
несмотря на все доводы и прямые запреты отца, не хотела себе другого мужа,
кроме Шивы. Когда же отец отказался признать ее выбор и не пригласил Шиву на
жертвоприношение, в котором принимали участие остальные боги, оскорбленная Сати
потребовала, чтобы Шива помешал жертвоприношению, а сама, не стерпев унижения,
бросилась в священный огонь. Шива долго блуждал по земле с телом Сати на руках,
пока Вишну не разрубил это тело на пятьдесят кусков и не разбросал останки;
места, где упали останки Сати, стали центрами религиозного паломничества. Сама
же Сати по воле богов в скором времени возродилась под именем Парвати.
Она долго пыталась добиться внимания Шивы и даже поселилась рядом с ним, на
горе Кайласа, однако бог совершал аскетические подвиги и потому не замечал
ухищрений Парвати. Тогда она решила умилостивить его аскезой; некоторое время
спустя Шива, чтобы испытать Парвати, явился к ней в образе юного брахмана и
стал хулить самого себя. Однако Парвати отвергла все нападки на Шиву, и тогда
бог женился на ней; от этого союза родились Карттикея и Ганеша.
Что касается Дурги, ее «происхождение» исследователи возводят к Великой матери,
которая олицетворяла собой единение созидательных и разрушительных сил природы.
[44]
Согласно пуранам, Друга возникла из сверкающего пламени, которое изошло из уст
Брахмы, Вишну и Шивы; этим пламенем боги уповали победить демона Махиши,
захватившего небеса и изгнавшего божеств. Дурга явилась перед богами в образе
женщины небесной красоты, с десятью руками; в эти десять рук каждый из богов
вложил свое оружие: Вишну — метательный диск, Шива — трезубец, Варуна —
раковину, Агни — огненное копье, Ваю — лук, Сурья — стрелы, Яма — железный
посох, Брахма — свитки заклинаний, Индра — ваджру, Кубера — булаву. После
яростной схватки Дурга, вооруженная всеми этими предметами, пронзила Махиши
копьем.
Другой подвиг Дурги — победа над асурами Шумбху и Нишумбху, которые на
протяжении 10 000 лет занимались аскетическими подвигами и получили за это от
Шивы неуязвимость: убить их не мог ни один бог. Обретя неуязвимость, они
объявили богам войну; по совету Шивы боги призвали Дургу, рассудив, что раз
асуров невозможно убить богу, значит, их сможет победить богиня-воительница.
Шива оказался прав, и оба асура пали под ударами Дурги.
Если Дурга губительна прежде всего для асуров, то Кали несет гибель всему
живому на земле. Черная богиня (она появилась на свет из почерневшего от гнева
лица Дурги) изображается обычно с ожерельем из черепов на шее, в двух из
четырех своих рук она держит отрубленные головы, а в двух других — меч и
жертвенный нож, из ее рта свисает язык, красный от крови жертв. По мифу, в
конце кальпы Кали окутывает мир тьмой, содействуя его уничтожению (отсюда ее
эпитет Каларатри, «ночь времени»).
«Кали широко почитают в Индии как богиню ужаса, особенно к ней привержены
представители низших классов. К ее культу можно возвести большинство
демонических танцев, мрачных обрядов и непристойных церемоний, которые
практикуются в Индии в низших слоях общества. Кали ублажают, принося в жертву
животных и птиц. Считается, что некогда ей предлагались и человеческие жертвы»
(Томас). Среди поклонников Кали — секта тхугов (душителей), обряды которых, в
частности, показаны в фильме С. Спилберга «Индиана Джонс и Храм судьбы».
Достаточно подробное описание секты тхугов приводит в своем «этнографическом»
романе «В дебрях Индии» известный французский романист Л. Жаколио: «В Европе
рассказывали множество самых нелепых басен относительно мрачной касты тхугов,
которая в настоящее время насчитывает очень мало приверженцев. Тхуги составляют,
собственно, не касту, а религиозную секту, в которую принимают людей всех каст
Индии, начиная от последнего шудры до брахмана, за исключением парий, которые
принадлежат к касте неприкасаемых и считаются отбросами человечества.
Мусульманское нашествие хотя и не могло совершенно уничтожить их, все же
принудило поклонников Кали приносить свои кровавые жертвы втайне среди
пустынных мест. Ужас, который они внушали всем, был так велик и они так ловко
|
|