|
Он также учил, что удовольствие есть единственный рай, а боль — единственный ад,
а блаженство состоит в освобождении от невежества. Жертвоприношения лишены
смысла».
[43]
Наконец последняя аватара Вишну — снова животная: белый конь Калки (Калкин).
Верхом на белом коне, со сверкающим мечом в руке, Вишну появится среди людей в
канун гибели мира, чтобы покарать злодеев, восстановить дхарму и подготовить
грядущее возрождение. Признаки мира на краю гибели «прописаны» в
«Вишну-пуране»: «Цари земли станут косны духом и жестоки по характеру и будут
постоянно пребывать во лжи и злодеяниях. Они будут предавать смерти женщин,
детей и коров, они будут захватывать имущество подданных, их власть будет
ограниченной, и по большей части их взлет и падение будут стремительными, их
жизнь будет короткой, а желания ненасытными, и благочестие они будут выказывать
лишь самое малое. Смешиваясь между собой, люди разных стран последуют их
примеру, причем в то время как варвары обретут могущество и будут находиться
под покровительством вождей, более чистые племена окажутся в небрежении, и эти
люди погибнут. Благосостояние и благочестие станут уменьшаться день ото дня,
пока мир не окажется развращенным всецело. Царить будет одна лишь нищета, а
преданностью будет пользоваться лишь богатство, союз между полами будет
скреплен одной только страстью, ложь станет единственным средством добиться
успеха в суде, женщины станут всего лишь предметом удовлетворения чувственности.
Лишь брахманский шнур будет делать брахмана брахманом, нечестность станет
общим средством существования, слабость будет причиной зависимости, дерзость и
самонадеянность послужат заменой учению, простое омовение станет считаться
очищением… Так в век Кали будет усугубляться упадок до тех пор, пока
человеческий род не подойдет к уничтожению». Этот «Рагнарек» на индийской почве
происходит в конце каждого мирового периода.
Третье великое божество индийской Тримурти — разрушитель Шива, который в ведах
упоминается лишь как эпитет Рудры, но в эпосе и пуранах приобрел
«самостоятельность» и получил имя Рудры в качестве эпитета. «Перенос» признаков,
свойств и функций одного божества на другое отчетливо проявляется, например, в
мифе о жертвоприношении Дакши. Ведийский миф гласит, что Рудра, не приглашенный
на жертвоприношение, разгневался, поразил стрелой приготовленную жертву,
участников жертвоприношения изувечил, а самому Дакше отрубил голову, но затем,
смилостивившись, приставил обратно — правда, уже не человеческую, которую нигде
не могли найти, а козлиную; в пуранах рассказывается, что Дакша не допускал
Шиву к жертвоприношениям, и однажды разгневанный бог напустил демонов во главе
с тысячеголовым и тысячеруким Вирабхадрой, демоны уничтожили жертву, Шива же
обратил в бегство участников жертвоприношения, а самому Дакше отсек голову — но
затем раскаялся и согласился вернуть Дакшу к жизни, однако вместо потерянной
человеческой головы тот получил козлиную. Этот пуранический миф толкуется как
попытка обосновать введение Шивы в индийский пантеон.
Шива многолик и многорук, у него светлая кожа, но черная шея. По мифу, когда
при пахтанье молочного океана из вод появились амрита и яд калакута, Шива выпил
этот яд, чтобы он не попал в океан и не уничтожил мироздание. Парвати, супруга
Шивы, схватила мужа за горло, прежде чем яд успел опалить ему желудок. Яд
остановился в горле и окрасил шею Шивы в черный цвет.
Третий глаз на лбу Шивы возник, когда Парвати игриво закрыла ему руками оба
других глаза. В тот же миг все три мира погрузились во мрак и лишились тепла.
Но открывшийся во лбу божества третий глаз спас вселенную от гибели.
Шива управляет миром через свой оргиастический танец тандава, ритм которого
отображает непрестанное движение вселенной.
«Он танцует в радости и в горе. Он танцует на трупе убитого им асуры, и этот
танец символизирует окончательную победу добра над злом» (Томас). Согласно мифу,
Шива покорил своим танцем 10 000 аскетов, которые пытались одолеть бога,
напуская на него последовательно тигра, змею и карлика с булавой. Тигра Шива
освежевал и накинул его шкуру себе на плечи, змею надел на шею как ожерелье, а
на карлика, продолжая танцевать, просто наступил. Тогда аскеты покорились Шиве
и признали его власть.
Подобно Вишну, Шива носит множество имен, среди которых Махешвара («великий
господин»), Махадева («великий бог»), Ишвара («господин»), Шанкара
(«благодетельный») и Хара («уносящий»). В пуранах перечисляются 1008 имен Шивы.
С Шивой связано представление о творческой энергии божества,
персонифицированной в женском образе, — шакти. Супруга Шивы Парвати —
выраженная носительница творческого начала, ее действия зачастую побуждают Шиву
предпринимать те или иные шаги, которых он сам по какой-либо причине не
совершает. Важнейший символ энергии шакти — йони; здесь уместно вспомнить о
лингаме как о важнейшем символе Шивы и о синкретической йонилинге, комбинации
мужского и женского начал.
|
|