Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 
абсолютная модель мироздания. — Иранский миф творения. — Зерванизм и 
манихейство. — Иранская эсхатология. — Многобожие. — Вишведева. — 
Синкретический пантеон. — Адитьи. — Вселенский закон. — Индра. — Сома — 
божество, растение, напиток. — Варуна. — Брихаспати. — Солярные божества. — 
Ашвины. — Богини индийского пантеона. — Атман и Брахман. — Тримурти. — Вишну. — 
Разрушитель Шива. — Парвати и ее ипостаси. — Яма и Йима. — Кубера. — Сыновья 
Шивы. — Ахура-Мазда. — Амеша Спента. — Язаты. — Митра. — Индра отверженный. — 
Ардви-Сура. — Фраваши. — Божественное многообразие. — Групповые божества. — 
Гана. — Маруты. — Ангирасы и миф Вала. — Гандхарвы и апсары. — Свита Куберы. — 
Святые мудрецы. — Ману. — Семь божественных риши. — Питары. — Противники богов.
 — Дева и асуры. — «Проблема асуров». — Дэвы и ахуры в иранской традиции. — 
Дайтьи и данавы. — Наги. Ракшасы. — Маски в круге вечного возвращения.




Походы Александра Македонского и одного из его преемников Селевка Никатора 
познакомили европейские народы не только с «диковинками Востока», но и с 
богатейшей культурой Ирана и Индии: по преданию, во время Индийского похода 
Александр встретился с «гимнософистами» (брахманами), преподавшими ему урок 
высшей мудрости, а один из брахманов, Калан, вызвался отправиться вместе с 
царем к Средиземному морю. Именно возвратившиеся домой воины Александра 
принесли в Европу первые сведения об индийских обычаях — и об индийской 
мифологии.
[4]
Приблизительно в тот же период в античной Европе стали известны сюжеты 
мифологии иранской — и снова благодаря Александру, который покорил Персию и 
даже пытался ввести при своем дворе персидские «огнепоклоннические» обряды (при 
этом в зороастрийской легендарной истории Александр упоминается как «проклятый 
Искандар», один из трех «наизлейших дэвовских дэвов», созданных Ахриманом; 
предание гласит, что при пожаре царского дворца в Персеполе сгорел знаменитый 
царский список «Авесты», написанный «золотом на 12 000 бычьих кож»).

Сравнительно-историческое языкознание установило, что санскрит и язык «Авесты» 
не только родственны между собой, но и могут считаться «прародителями» 
европейских языков; отсюда был сделан вывод о том, что индоиранская 
мифологическая традиция — своего рода «прообраз» мифологических традиций 
Западной Европы. Этот вывод многократно подтвержден лингвистическими и 
этнографическими исследованиями, и потому вполне логично, что книга о языческих 
богах западноевропейцев начинается с рассказа об индоиранских божествах.

Едва ли не до начала XX столетия считалось, что населявшие Индию племена ариев 
были исконными обитателями этих земель. Однако археологические раскопки на 
северо-западе Индии открыли культуру, которая получила название 
«протоиндийской», или цивилизации долины Инда. При раскопках были обнаружены 
древние города Мохенджо-Даро, Хараппа (откуда еще одно название этой культуры — 
хараппская) и др., «возраст» которых составляет 4–5 тыс. лет. Археологические 
исследования позволили установить, что во второй половине III — первой половине 
II тысячелетия до н. э. в долине Инда существовала высокоразвитая городская 
цивилизация, охватывавшая территорию от гор Симла на севере до Аравийского моря 
на юге. Города хараппской культуры были укрепленными, с правильной планировкой, 
со стенами и зданиями из обожженного кирпича, с храмами, общественными 
постройками, банями, кварталами ремесленников и сетью ирригационных каналов.
Как писал выдающийся отечественный индолог Г. М. Бонгард-Левин, хараппская 
цивилизация вела постоянную торговлю с Месопотамией (Шумер, Аккад); при 
раскопках древних месопотамских городов обнаруживаются, в частности, «типичные 
протоиндийские печати» с характерной техникой изображений.
Высокий уровень развития хараппской культуры подтверждается и существованием 
письменности. По замечанию немецкого исследователя И. Фридриха, «эта весьма 
загадочная письменность известна по каменным и медным печатям из современного 
Пакистана, по единичным находкам в различных районах долины Инда и по 
систематическим раскопкам, богатым такого рода памятниками, у современных 
населенных пунктов Хараппа (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (вблизи долины Инда). 
Так как несколько таких „протоиндийских“ печатей обнаружено и в датируемых 
слоях месопотамского культурного круга, то оказалось возможным датировать 
находки раскопок приблизительно серединой III тысячелетия до н. э. или 
несколько более поздним временем». К сожалению, протоиндийскую письменность до 
сих пор не удалось расшифровать — вследствие малочисленности и краткости 
надписей, разнообразия знаков письма и, самое главное, вследствие полного 
незнания языка этой письменности. Сегодня большинство исследователей признает 
наличие в этом языке дравидийских элементов и считает, что «язык доарийского 
населения долины Инда принадлежал к группе дравидийских (протодравидийских) 
языков». Как замечал Г. М. Бонгард-Левин, «можно привести еще аргументы в 
пользу данного мнения — например, связи между дравидийскими языками и языками 
Передней Азии, в частности эламским. Показательно, что дравидоязычное население 
и гораздо позднее, почти до наших дней, обитало к западу от границ хараппской 
цивилизации. Можно говорить о существовании протодравидийской языковой общности 
к северо-западу от долины Инда. Распад этой общности лингвисты относят к IV 
тысячелетию до н. э., когда началось движение дравидо-язычных племен к югу и 
юго-востоку».
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-