Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 
Прекрасная создает свет.
Да прогонит (светом) враждебность щедрая дочь неба!
Да прогонит Ушас светом (наши) промахи!


Известен миф о том, как Индра разбил своей ваджрой колесницу Ушас; при этом в 
гимнах богиня зовется «самой похожей» на Индру.

Солярные божества индийского пантеона — далеко не единичный пример 
«божественной синонимии», которую В. Н. Топоров назвал «примечательной 
особенностью» индийской мифологии.
[33]
Другие примеры подобной синонимии — и разнообразие богов-творцов, и 
«трансформация» Нараяны в Вишну и Рудры — в Шиву, и известные по ведам, 
брахманам и пуранам списки отождествлений:



Ты, о Агни, — Индра, бык существ,
Ты — Вишну, широко шагающий, достойный поклонения,
Ты — брахман, находящий богатство…




Ты, о Агни, — царь Варуна, чей обет крепок,
Ты бываешь Митрой чудодейственным, достойным призываний.
Ты — Арьяман, господин существ…
Ты — Анша, о бог, наделяющий при жертвенной раздаче.




Ты, о Агни, — даритель имущества тому, кто служит (тебе).
Ты — бог Савитар, ты наделяешь сокровищами.
Ты, как Бхага, о господин людей, владеешь добром.
Ты — защитник в доме того, кто почтил тебя.



Эта особенность индийской мифологической традиции связана с представлением о 
цикличности мироздания, его нерушимой целостности и всеединстве. «Многие 
древние божества — скорее „связки эпитетов и функций“, нежели антропоморфные 
персонажи с ярко выраженной индивидуальностью, биографией и прочими четкими 
характеристиками, как, например, античные божества — излюбленный европейский 
эталон. Они по большей части смутны и безличностны и потому с большим трудом 
поддаются какой-либо классификации. Все они подчинены некоей магической 
потенции, именуемой в ведийских текстах чаще всего термином
асу
. Она распределена в равных пропорциях между богами, людьми, животными, 
растениями и прочими феноменами видимого мира» (Альбедиль). Пожалуй, можно 
сказать, что статус того или иного божества в конкретный момент мифологического 
времени и мифологического сюжета определяется «уровнем» асу — или, если 
взглянуть на мифологический комплекс Индии «извне», синкретизмом индоарийского 
пантеона, вбиравшего в себя местных божеств и отождествлявшего их с божествами 
«исконными» по сходству функций.



Древнеиндийский пантеон в основном представлен мужскими божествами; Ушас — один 
из немногочисленных женских персонажей, встречающихся в ведах, возможно, 
ипостась Великой матери. Если не принимать во внимание абстрактные женские 
божества (Адити, Дити, Вач, Шраддха), то la parte feminine
[34]
пантеона вед окажется представленной, помимо Ушас, всего четырьмя богинями — 
Притхиви, Илой, Сарасвати и Лакшми (еще следует упомянуть Вирадж, но о ней 
будет сказано чуть позднее).

Притхиви — мать-земля, чаще всего она призывается и прославляется вместе со 
своим супругом Дьяусом — олицетворением неба. В мифологии эта пара существенной 
роли не играет; известен только миф о разделении неба и земли, осуществленном 
Индрой (или Варуной).

Сарасвати — богиня одноименной реки (главной реки ведийских ариев) на 
северо-западе Индии.
[35]
Как река и одновременно как богиня (отождествление, характерное для индийских 
мифов) Сарасвати заполняет собой воздушное и все другие пространства, она 
низвергается с неба или с высокой горы и принимает участие в жертвоприношениях. 
Нельзя не отметить, что эти «параметры» свойственны не только Сарасвати, но и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-