Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 
богине Ганге, олицетворению одноименной небесной реки. Сарасвати — целительница 
и подательница благ; она покровительствует певцам и даже выступает как богиня 
священной речи, поэтому в брахманах происходит отождествление Сарасвати с Вач 
(в послеведийский период Сарасвати получает статус богини красноречия и 
мудрости, супруги Брахмы; она — изобретательница санскрита и письма деванагари, 
покровительница искусств и наук).




С Сарасвати тесно связана Ила (Ида) — богиня жертвенных возлияний и молитв, 
персонификация жертвы молоком и маслом. «Ригведа» называет эту богиню 
«переполненной»:


У кого в доме Ида с жиром в руке
Сидит, переполненная,—
Спаси тех (людей), о сильный, от обмана, от хулы!


Брахманы называют Илу дочерью и женой прародителя людей Ману. По мифу, когда 
Ману спасся от всемирного потопа, он принес на горе Хималая жертву, бросив в 
воду масло и творог. Из этих масла и творога и возникла Ила. Сочетавшись с Илой,
 Ману породил человеческий род (на санскрите человек — мануджа, буквально 
«рожденный Ману»). С Сарасвати и Бхарати (ипостась Сарасвати) Ила образует 
триаду жертвенных божеств.
Богиня любви и красоты Лакшми принадлежит уже не столько ведийскому, сколько 
индуистскому пантеону. Тем не менее в ведийском пантеоне она тоже присутствует 
— и под собственным именем, и под именем Шри («процветание»), причем 
«Яджурведа» разделяет два этих образа, а сливаться они начинают в упанишадах. 
По мифу, Лакшми-Шри появилась на свет при пахтанье молочного океана, сидя на 
лотосе (или с лотосом в руках), поэтому лотос в индийской традиции считается 
священным цветком и атрибутом этой богини. (В индуизме лотос — цветок, 
возникший из пупа Вишну; согласно мифу, из этого цветка появился творец 
мироздания Брахма. По Е. П. Блаватской, этот цветок олицетворяет вселенную, 
возникающую из неподвижного перводвигателя. Мистическая география индуизма 
соотносит плавающий по воде лотос с землей, плывущей в мировом океане; в этой 
модели чашечка цветка олицетворяет священную гору Меру, а лепестки означают 
четыре стороны света.)



В пуранах говорится, что Майя (женский аспект творческого принципа) приняла три 
непостижимых для человека формы в соответствии со своими качествами, а каждая 
из этих форм произвела на свет божественную пару — Вишну и Кали, Махешвару 
(Шиву) и Сарасвати, Брахму и Лакшми. Затем Брахма и Сарасвати создали мировое 
яйцо, Махешвара и Кали разделили его пополам, а Вишну и Лакшми хранили это яйцо 
от разрушения.
В вишнуистской традиции Лакшми — супруга Вишну; всякий раз, когда Вишну сходил 
на землю в новом воплощении (аватаре), Лакшми перевоплощалась вместе с мужем: 
когда он стал Рамой, она превратилась в Ситу; когда он стал Кришной, она 
воплотилась в Рукмини и т. д. В «Махабхарате» воплощение Лакшми — Драупади, 
первая в мире красавица, жена пандавов.

«Вишну-пурана» говорит о тех благах, которые сулит почитание Лакшми: «От твоего 
благосклонного взгляда мужчины обретают жен, детей, жилище, друзей, урожай и 
богатство. Здоровье, сила, власть, победа, счастье легко достаются тем, кому ты 
улыбнешься. Ты мать всему живому, как бог богов Хари
[36]
— всему отец, и этот мир, одушевленный и неодушевленный, полон тобой и Вишну». 
Та же пурана гласит: «Шри, невеста Вишну, мать мира, вечна и неучтожима, она 
присутствует везде в той же мере, в какой наполняет собой все сущее. Вишну — 
смысл, она — речь. Хари — власть, она — благоразумие. Вишну — понимание, она — 
разум. Он — праведность, она — преданность. Он — творец, она — творчество. Шри 
— земля, а Хари — ее опора. Он — суть, а вечная Лакшми — покорность. Он — 
вожделение, она — пожелание. Шри — небеса, Вишну, который един со всеми вещами,
 — протяженное пространство… Хари есть все, что называют мужским, а Лашкми есть 
все, что обозначается словом „женское“. И нет никого, кроме них».




По замечанию П. Томаса, кроме этих «первостепенных» богинь, есть и другие, 
имеющие меньшее значение. Это или супруги дева (как, например, Индрани — жена 
Индры или Ями — жена Ямы), или местные богини, которые «либо обходятся вообще 
без почитателей, либо почитаются небольшим кругом людей и имеют только 
локальное значение (например, Шитала в Бенгалии, Мариамма на дравидийском юге и 
т. п.)».

Наособицу от остальных богинь стоит Вирадж — олицетворение женского творческого 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-