Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 
мандале утверждается, что он родился сразу в трех местах (на небе, на земле и в 
воде), у него три головы, три силы, три языка и три жилища. В большинстве 
гимнов Агни воздается хвала как посреднику между людьми и богами и как жрецу:


Ведь ты господин на жертвенных празднествах,
О Агни, ты вестник племен.
Сегодня на питье сомы привези богов,
Пробуждающихся на заре, (богов), чей глаз — солнце.




О Агни яркосияющий, ты светил
На протяжении прежних зорь, о приятный для всех на вид.
Ты — защитник в деревнях, ты поставлен во главе
На жертвоприношениях, (ты,) близкий человеку.




Мы помещаем тебя как исполнителя жертвы,
О Агни, как хотара, регулярно жертвующего,
Как (это было при) Ману, как прозорливого,
Резвого вестника, бессмертного, о бог.


Наряду с Агни владыкой жертвоприношений считался и Сома (он же Сома Павамана) — 
третий по частоте упоминания бог «Ригведы». Этот бог есть персонификация 
одноименного напитка богов, он же — царь мира и бог над всеми богами, родитель 
неба и его дитя, господин закона. Он принимал участие в освобождении мировых 
вод и помогал Индре убить демона Вритру. В эпосе Сома — божество луны; в 
«Рамаяне» рассказывается, как демон Равана стрелял в Сому из лука и лишь 
заступничество Брахмы помогло Соме избежать урона.
Что касается божественного напитка, то, как указывала Т. Я. Елизаренкова в 
своих работах, посвященных «материальному миру» вед, «главной проблемой, 
связанной с флорой РВ, является проблема отождествления сомы, который занимал 
центральное место в ритуале жертвоприношения богам. Сому называют царем 
растений, но никаких конкретных его описаний в гимнах нет. Само слова soma 
является его ритуальным названием, обозначающим растение и сок одновременно. 
Нигде в гимнах не упоминаются ни его корни, ни листья, ни семена. Зато 
постоянно фигурируют его стебель или побеги — та часть, которую в ритуале 
сначала замачивают в воде, а потом из нее камнями выжимают сок буро-коричневого 
цвета, обладающий резким вкусом, в связи с чем его смешивают с добавлениями: 
молоком, свежим или кислым, медом или ячменным напитком, предварительно 
пропустив через цедилку из овечьей шерсти для очищения от волокон. Вот и все, 
что мы знаем реально о соме из РВ. К этому добавляется мифология. Сома растет 
на высокой горе Муджават. Его принес орел с неба, который, прорвавшись через 
все препятствия (в него стреляли из лука), доставил его богам. Приготовляемый 
из сомы напиток бессмертия — амрита — дал Индре — а он из всех богов основной 
его любитель — силу для свершения героических подвигов, убийства демонов. Сому 
вкушали боги, а также жрецы. Судя по описаниям состояния человека, испившего 
сомы, он дает вдохновение, просветление, приводит в экстаз, т. е. оказывает 
галлюциногенное действие».



Традиционно «материальной» сомой считалась разновидность эфедры — мелкого 
кустарника с толстыми побегами. В 1968 г. американский исследователь Р. Г. 
Уоссон опубликовал книгу «Сома — божественный гриб бессмертия», в которой 
доказывал, что арийский сома представлял собой галлюциногенный напиток из 
гриба-мухомора. Гипотеза Уоссона вызвала ожесточенные споры (ее, в частности, 
поддержал К. Леви-Строс), продолжающиеся и по сей день; между тем Уоссон в 
последующих работах показал, что культ галлюциногенных грибковых растений 
бытовал и у других древних индоевропейских народов, например у греков, которые 
для Элевсинских мистерий готовили напиток из спорыньи. При этом, как отмечала Т.
 Я. Елизаренкова, «доказать на основании крайне неясных контекстов РВ, в 
которых приготовление сомы описывается метафорическим языком с помощью 
литературных символов, что сома в РВ был соком мухомора, вряд ли возможно».
Помимо Индры, веды называют «вседержителем» и еще одно божество — Варуну. Этот 
бог связан с космическими и небесными водами, он наполняет водой моря, его 
сестры — реки, он проливает с небес дождь и т. п. Кроме того, Варуна — 
воплощение космического закона рита, охранитель истины и справедливости, 
безжалостно карающий ложь. Гимны «Ригведы» гласят:


Вылил Варуна бездонную бочку
на оба мира и на поднебесье
из отверстой бочки он царь вселенной
ниву орошает как ливнем землю.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-