Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 
В телах твоих, о Индра, — богатые силы духа.


Ваджра — палица грома, атрибут и оружие Индры; именно ваджрой он поразил 
демонического змея Вритру и отворил мировые воды, которые запирал своим телом 
демон. Поединок громовержца (в данном случае Индры) со змеем (Вритрой) — 
центральный сюжет не только ведийской, но и индоевропейской мифологии. Как 
пишут В. Вс. Иванов и В. Н. Топоров, «ядро мифа составляет поединок громовержца 
с противником, для которого восстанавливается общеиндоевропейское исходное имя 
с корнем *uel-. Этот противник предстает в виде существа змеиной породы. 
Громовержец преследует его, убивает, рассекая на части и разбрасывая их в 
разные стороны, после чего освобождает скот и воды. Начинается плодоносящий 
дождь с громом и молнией».
По «Ригведе», демонический противник Индры носит множество имен — Вритра, Вала, 
Пипру, Шушна и др., однако смена имени не влияет на развертывание 
мифологического сюжета: Индра всякий раз одерживает победу в поединке и 
освобождает заточенные в скале мировые воды и укрытых демоном в пещере 
божественных коров.
Этот миф в «Ригведе» присутствует одновременно в двух вариантах — в сюжете о 
победе над Вритрой и в так называемом мифе Вала (по имени скалы и 
олицетворявшего ее демона). В этой скале демонами Пани были спрятаны коровы. 
Индра ваджрой пробил скалу, пригвоздив ее к земле, и выпустил наружу коров (= 
свет), установив порядок во Вселенной.

В сражениях богов с асурами Индра возглавляет божественные рати. Он — 
победитель коварнейшего из асуров Шамбары, ослеплявшего противников тысячью 
колдовских уловок, и духа хмельного напитка (суры) Намучи. Впрочем, Индра не 
всесилен: из эпической поэмы «Рамаяна» известно предание о том, как он был 
побежден и пленен колдуном Индраджитом, сыном царя демонов-ракшасов Раваны; 
свободу ему вернули лишь по просьбе Брахмы. В «Махабхарате» Вритра, прежде чем 
оказаться побежденным, дважды проглатывает Индру, которого выручает Вишну.
[28]
В «Рамаяне» также рассказывается о многочисленных любовных похождениях Индры 
среди людей (в этом отношении индийский громовержец весьма схож с греческим 
Зевсом).


В индуизме Индра — один из локапал (хранителей мира), владыка белого слона 
Айраваты, старшего из диггаджи. Согласно «Махабхарате» и пуранам, когда Индра 
искупал в изгнании свой грех (убийство брахмана Вритры), царь Лунной династии 
Нахуша аскетическими подвигами занял место царя богов и получил власть над 
всеми тремя мирами (трилока). Своим высокомерием он разгневал мудрецов-риши и 
по проклятию одного из них, Агастьи, был сброшен на землю и на десять тысяч лет 
превращен в змея. Индра вернулся из изгнания и снова занял свой престол, а 
Брахма, чтобы впредь миру не грозили потрясения, поставил хранителями 
мироздания восьмерых локапал — по числу слонов-диггаджи, поддерживающих землю. 
Варуна считается правителем запада, Яма правит югом, Кубера — севером, Индра же 
повелевает востоком.
[29]
Ездовое животное Индры — чудесный конь Уччайхшравас, возникший из молочного 
океана, когда боги и асуры добывали амриту.




Небеса Индры — Сварга, где находится Амаравати, город тысячи врат, к которому 
ведет звездная дорога от горы Меру. В садах Амаравати растут чудесные деревья 
кальпаврикши, исполняющие желания, а также Париджата — дерево с золотой корой, 
добытое при пахтанье океана (вероятно, аналог мирового древа). На небеса Индры 
попадают герои, павшие в битве; они ни в чем не знают недостатка, их зрение 
услаждают танцами прекрасные танцовщицы-апсары (ср. скандинавские представления 
о чертогах Одина — Вальхалле). Эти герои пребывают в Сварге, пока не придет 
срок их новому рождению на земле.
Следующий за Индрой по частоте упоминания в гимнах «Ригведы» — бог огня и 
домашнего очага Агни; ему посвящено около 200 гимнов. Если Индра — царь над 
богами, то Агни — главное земное божество, посредник между богами и людьми 
(первый жрец-хотар). По изложению «Махабхараты», когда боги замыслили учредить 
жертвоприношение, они захотели, чтобы жрецом стал Агни. Но тот испугался 
(«когда я вознесу жертву и догорит жертвенный огонь, кончится и моя жизнь») и 
спрятался в водах. С его бегством на земле воцарились демоны, и боги 
отправились на поиски Агни. Его местонахождение выдала рыба; Агни проклял 
предательницу — и с тех пор рыбы стали законной добычей и пищей людей. Боги 
пообещали Агни бессмертие: «Никогда не будет тебе ущерба при обряде, и жертва 
будет принадлежать тебе». Тогда Агни согласился вернуться на небо и стал 
владыкой жертвоприношений.



По «Ригведе», родители Агни — Дьяус и Притхиви, то есть небо и земля; впрочем, 
в мандале X сообщается, что он произошел от трения двух кусков дерева. В той же 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-