|
этого благотворного жертвоприношения появилось много растений, быков и людей.
Так был приведен в движение мировой цикл с его жизнью и смертью, за которой
следует новая жизнь. Солнце стало двигаться по небу и регулировать смену времен
года…
Эти природные процессы… рассматривались как бесконечные. Начатые богами, они
должны были продолжаться вечно, пока люди исполняют свои обязанности. Поэтому
священнослужители представляли себе, что каждый день они вновь вместе с
растениями и животными совершают первоначальное жертвоприношение для того,
чтобы обеспечить миру продолжение его существования».
Применительно к мифологическим воззрениям суть религиозной реформы Заратуштры
состояла в том, что он отказался от представления о сотворении мира многими
божествами и провозгласил единственным творцом, несотворенным и вечным,
Ахура-Мазду. Вдобавок пророк наделил творца изначальным противником —
Ангро-Майнью. Как сказано в «Гатах»:
Оба Духа, которые уже изначально в сновидении
были подобны близнецам,
И поныне пребывают во всех мыслях, словах и делах,
суть Добро и Зло,
Из них обоих благомыслящие
правильный выбор сделали, но не зломыслящие.
Когда же встретились оба Духа, они положили начало
Жизни и тленности и тому, чтобы к скончанию веков
Было бы уделом лживых — наихудшее,
а праведных — наилучшее.
Из этих двух Духов избрал себе Лживый — злодеяние,
Праведность — избрал для себя Дух Священный,
чье облачение — небесная твердь…
[24]
Согласно учению зерванитов, истинным творцом мира был предвечный бог Зерван
(Зурван), отец Ормазда и Ахримана (пехлевийское имя Ангро-Майнью). «В начале,
когда не существовало ничего: ни неба, ни земли, ни каких-либо тварей на небе
или на земле, во вселенной уже был и царил изначальный Зерван, бог судьбы и
времени. Но никто не почитал его и не называл Творцом — ибо мир был пуст.
Поэтому Зерван решил родить сына, бога-творца, который создаст небо, землю и
все, что есть на них. Зерван знал, что имя его сыну должно быть — Ормазд».
Тысячу лет Зерван совершал жертвоприношения Судьбе, однако Ормазд все не
рождался; у Зервана появились сомнения — и из этих сомнений зародился Ахриман.
Он сумел обмануть отца и родился первым, поэтому ему суждено править миром на
протяжении девяти тысяч лет, по истечении которых в мире воцарится
благодательный Ормазд.
Этот «еретический» миф, несомненно, вырос из «канонического», помещавшего
Ахура-Мазду и Ангро-Майнью в бесконечное время (зерван акарана). По мнению М.
Бойс, теоретической основой зерванитского учения стал стих из Гат, говорящий о
богах-близнецах: «Размышляя над этим стихом, зерваниты со схоластической
изобретательностью пришли к выводу, что у близнецов должен быть и отец, а раз
это так, то единственным возможным отцом Ахура-Мазды и Ангро-Майнью может быть
только Зерван. Сначала, видимо, это было лишь умозрительным заключением, но
впоследствии предположение развилось в откровенную ересь».
Также еретической считалась и манихейская доктрина, вобравшая в себя не только
зороастрийские представления, но и другие религиозные учения, вплоть до
митраизма и буддизма. Согласно Мани, основателю и пророку этого направления,
изначально во вселенной существовало равновесие между Светом и Тьмой, но Царь
Тьмы увидел Свет и устремился к нему, нарушив космический закон. Благому
божеству Отцу Величия для борьбы с Царем Тьмы пришлось создать Мать Жизни и
Первого Человека. Эти духи пали в схватке с силами Царя Тьмы, и тогда Отец
Величия призвал Друга Света, Великого Зодчего, Живого Духа и пятерых его
сыновей. Сообща эти духи одержали победу, однако Свет уже успел смешаться с
тьмой, и потому Отец Величия сотворил земной мир — чтобы Добро и Зло опять
разделились. Небеса возникли из шкур убитых демонов, солнце и луна появились из
частиц Света, не оскверненных Тьмой, тогда как звезды, ветер, вода и огонь — из
|
|