Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 
(Марс), Будха (Меркурий), Брихаспати (Юпитер), Шукра (Венера), Шани (Сатурн), 
Раху (голова созвездия Дракона) и Кету (хвост Дракона). В индийских 
астрологических трактатах благоприятными планетами признаются Чандра, 
Брихаспати и Шукра (самая благоприятная), неблагоприятными — Рави, Мангала, 
Раху, Кету и Шани (самая «дурная» из планет);

Будха определяется как «нейтральная» планета, не сулящая ни добра, ни зла.

Ниже земли расположен подземный мир —
патала
, где обитают демоны (данавы, дайтьи, наги и пр.), а ниже паталы находятся 
преисподние —
нарака
. Пураны дают классификацию многочисленных сфер преисподней. Так, в 
«Бхагавата-пуране» упоминаются 28 преисподних, в том числе: тамисра, где 
казнятся грабители и прелюбодеи; андхатамисра, место мучений себялюбцев; 
раурава, где карают тех, кто причинял боль живым существам; кумбхипака, где 
жестоких кипятят в масле; каласутра, где казнят убийц брахманов; ашипатравана, 
место мучений еретиков; сукармукха, место казни царей, притеснявших своих 
подданных; андхакупа, место воздаяния за убийство комаров, клопов и других 
кровососущих насекомых; кримибходжана, где мучают алчных и скаредных; 
ваджракантака, где карают нарушение кастового принципа при вступлении в брак; 
авичимат, где несут наказание лжесвидетели, и т. д. «Законы Ману» перечисляют 
21 адскую сферу.

Что касается горизонтальной проекции индийского мифологического мироздания, она 
строится, опять-таки, вокруг горы Меру. Миф гласит, что эту гору окружают 
континенты — двипа, омываемые каждый своим морем. Число этих континентов 
варьируется от 4 до 18. Во всех версиях мифов упоминается главный из этих 
континентов — Джамбудвипа, крайняя южная часть которого, Бхаратаварша, 
традиционно отождествляется с Индией. Свое название континент получил от 
чудесного дерева Джамбу, плоды которого размерами со слона: созревая, они 
падают на гору, из их сока образуется река Джамбу, воды которой даруют здоровье 
и радость всем, кто пьет из нее.
К Джамбудвипе примыкает остров Ланка, одноименную столицу которого построил из 
золота божественный строитель Вишвакарман. Брахма подарил этот город богу 
богатства Кубере, но затем остров и город захватил демон Равана. Герой Рама 
(воплощение Вишну) убил Равану и вернул Ланку во власть богов. Согласно 
«Бхагавата-пуране», первоначально Ланка была одной из вершин мировой горы Меру, 
но ее сорвало ветром и унесло в море.
В мифах и эпосе довольно часто встречается и название «Арьяварта» — буквально 
«страна благородных /ариев/». По замечанию В. Н. Топорова, Арьяварта — страна, 
где обычно развертываются мифологические сюжеты, имеющие подлинное 
географическое приурочение. «Реальная Арьяварта — это первоначальная территория 
расселения ведийских ариев в Индии. Она занимала Великую Северо-Индийскую 
равнину от западного моря до восточного и от Гималаев на севере до гор Виндхья 
и Сатпура на юге, за которыми находилась чуждая ариям страна неарийских племен 
(современный Декан)».
Кульминация традиционного индийского представления о мироздании, абсолютная его 
модель — это мандала, символическая диаграмма мира. Мандала есть комбинация 
геометрических элементов, символически представляющая образ мироздания. 
Считается, что зрительное восприятие мандалы может привести к откровению, 
осознанию сакральных истин. Чаще всего она имеет форму круга, круга в квадрате 
или квадрата в круге, причем квадрат иногда делится на четыре треугольника. 
Мандала обладает семантикой круга, колеса, лотоса, розы.
Как графический образ (графема) мандала представляет собой движение к некоему 
внепространственному и вневременному центру, который никогда не визуализируется,
 но всегда подразумевается. Этот незримый центр представляет собой вариант 
омфалоса (пупа земли). Линии мандалы и фокус, в которой они собираются, 
графически выражают препятствия на пути к центру.
Мандала есть модель мироздания, аналогичная мировому древу, горе, храму. Что 
касается сопоставления с последним, известны многочисленные храмы, выстроенные 
в форме мандалы — круглые, квадратные, восьмиугольные.
Классическая мандала основана на сочетании чисел 1 (центр), 3 (треугольник), 4 
(квадрат) и 7 (круг). Существуют также искаженные мандалы, основанные на числах 
2, 6, 8.
В буддийской мандале квадрат, вписанный в круг, ориентирован по сторонам света 
и вместе с центром сопоставлен с пятью элементами человеческого естества. Как 
правило, в квадрат вписывается восьмилепестковый лотос, а в центре лотоса 
изображается божество или его атрибут. Внешний круг мандалы олицетворяет «стену 
огня» — метафизическое знание, уничтожающее неведение. Следующий круг — 
«бриллиантовый»: просветление, обретение истинного знания. Третий круг — 
«лепестки лотоса»: духовное возрождение. Последний круг — центр.
К. Г. Юнг, основываясь на анализе сновидений, в которых присутствовала в той 
или иной форме мандала, соотносил с мандалой все геометрические фигуры, 
материальные или условные, которые заключены в круг или в квадрат: будь то 
циферблат часов, движение человека по кругу, лабиринт, зодиакальный круг, 
циклическое время и пр. С лабиринтом, кстати сказать, мандала связана не только 
формой, но и «назначением»: оба эти символа являются инициальными.
Вариант мандалы — тантрическая янтра, представляющая собой сложную композицию 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-