|
Два орла, два связанных друг с другом товарища,
Обхватили одно и то же дерево.
Один из них ест сладкую винную ягоду,
Другой наблюдает, не вкушая.
На дереве том, где вкушающие мед орлы
Селятся, размножаются все,
На вершине его, говорят, — ягода сладкая,
До нее не доберется тот, кто не знает отца.
Эти два орла толкуются как звезды, а винная ягода — как ночное светило. По
другому толкованию, дерево — это древо познания, а два орла обозначают два вида
знания: интуитивное и прагматическое.
В упанишадах Ашваттха часто описывается как перевернутое (инвертированное)
мировое древо; ср. в «Катха-упанишаде»: «Наверху ее корень, внизу — ветви, это
вечная смоковница». «Махабхарата» рассказывает, что из ветвей Ашваттхи первый
царь Лунной династии Пуруварас добыл трением три вида огня — для домашних
обрядов, для жертвоприношений и для возлияний.
Е. П. Блаватская видела в Ашваттхе отросток Корня всего сущего, который несет с
небес энергию жизни.
У иранцев в роли мирового древа выступает дерево Хаома, растущее на острове
посреди озера Ворукаша (или в мировой реке Ранха). Это дерево бессмертия, кто
вкусит его плодов, над тем не будут властны старость и смерть, поэтому дэвы
Ангро-Майнью всячески стремятся похитить Хаому, но им препятствует чудесная
рыба Кара, жизненную силу которой поддерживают огонь-Атар и истинааша. Другой
вариант иранского мирового древа — Виснобиш, или Древо Всех Семян. По мифу,
когда земля была отравлена ядом храфстра (вредных животных, порождений
Ангро-Майнью), бог Амертат собрал семена всех растений, отнес к Ворукаше и
высыпал в воду. Из этих семян выросло дерево Виснобиш, плоды которого — все
полезные семена и зерна, какие только есть на свете. Сторожит древо крылатый
пес Сэнмурв, тело которого покрыто рыбьей чешуей (облик Сэнмурва символизирует
его господство над тремя стихиями — землей, воздухом и водой). Когда он
взмахивает крыльями, с древа осыпаются в море семена различных растений.
Златоухий и златоуздый конь Тиштар выпивает воду вместе с семенами и затем
разливается дождем — так семена попадают в почву.
Что касается мировой горы, ее «воплощением» в иранской мифологии, вероятно,
служила Хара (или Хукарья) — главная вершина хребта Хара Березайти. Считалось,
что озеро Ворукаша раскинулось у ее подножия, что с Хары стекают в Ворукашу две
реки, окружающие сушу, и что на вершине этой горы находится обитель богов —
Гаронмана, расположенная в сфере «бесконечного света» Ахура-Мазды.
Индийская гора Меру и дерево Ашваттха соединяют между собой три мира — небеса,
землю и преисподнюю; вместе эти три мира называются
трилока
. Существует и более «детальное» разделение миров — например, семичленное:
бхурлока
(земля),
бхуварлока
(обитель мудрецов, пространство между землей и солнцем),
сварлока
(обитель Индры, пространство между солнцем и Полярной звездой),
махарлока
(обитель Бхригу и других святых),
джаналока
(обитель сыновей Брахмы),
тапарлока
(обитель богини Вирадж) и
брахмалока
(сатьялока, обитель Брахмы). Считается, что первые три мира распадаются в конце
каждого дня Брахмы, а остальные погибают с окончанием столетнего срока жизни
божества.
Между верхним и средними мирами, то есть между небом и землей, находится
воздушное пространство —
антарикша
, в котором обитают полубоги. Сама антарикша делится на две части — небесную и
подземную, последняя служит ночным прибежищем солнцу. Иногда антарикшу называют
самудрой
, то есть океаном, ибо в ней плещутся изначальные воды. В антарикше находятся и
девять планет индийской астрономии: Рави (Солнце), Чандра (Луна), Мангала
|
|