|
Вот к великой, громадами тучеподобных
неприступных вершин украшенной сверху,
Славной Мандаре — лучшей из гор, покрытой
сетью мощных лиан, поспешили боги, —
К ней, звенящей от пенья птиц всевозможных,
всевозможными хищниками кишащей,
Посещаемой сонмами киннаров, апсар,
обитаемой многими божествами.
В высоту на одиннадцать тысяч йоджан
над землей поднималась ее громада,
В глубину на столько же тысяч йоджан
уходила в землю ее твердыня.
Есть на свете гора огнезарная — Меру,
чаша пламенной силы, ей нету равных,
Отражает она сверкание солнца
остриями вершин своих златосиянных.
Дивнозлатоукрашенную, святую,
посещают ее лишь боги, гандхарвы,
И достигнуть высот ее люди не могут
без великих заслуг в исполненье дхармы.
Населенная множеством хищников грозных,
озаренная блеском цветов чудесных,
Нерушимо стоит, небосвода касаясь
головою своей, та гора-твердыня.
Для людей даже в мыслях недостижима,
бурных рек полна и деревьев мощных
И несметного множества птиц чудесных
оглашаема восхитительным пеньем.
Согласно одному из мифов, Шива использовал Мандару как ось для своей колесницы
и как дугу для лука. Что же касается Меру, она считается центром Земли и
Вселенной; ее вершина поднимается над землей на 84 000 лиг. Вокруг Меру
вращаются солнце, луна, планеты и звезды; с небес на эту гору стекает небесная
река Ганга, лишь затем попадающая в мир людей. На вершине Меру находится город
Брахмы, простирающийся на 14 000 лиг. Поблизости от этого города расположены
города Индры и других богов.
Основание Меру покоится на клобуке мирового змея Шеши, возлежащего на спине
гигантской черепахи, которая плывет по изначальным водам. В другом варианте
мифа, Меру (и Землю в целом) поддерживают четыре слона.
Меру — классическая, если позволительно так выразиться, ипостась мифологемы
мировой горы. Последняя представляет собой образ мира, модель Вселенной,
вариант мирового древа (в мифах эти два символа иногда совмещаются — мировое
древо растет на вершине горы). Мировая гора находится в центре мира, вокруг нее,
как вокруг мировой оси, строится мироздание; от ее вершины дорога ведет к
небесам, а нижняя часть горы указывает на вход в подземный мир. Вершина горы
отдана во владение богам, посредине обитают люди, а у подножия горы или под ней
— злые духи. М. Элиаде писал, что «вершина мировой горы является не только
наивысшей точкой земли, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое
начало».
|
|