|
Мифологическое пространство структурируется, как правило, в двух направлениях —
по вертикали и по горизонтали. Вертикальную проекцию представляет мировая ось —
либо гора, как Меру или японская Фудзи, либо мировое древо. Последнее есть
центр и опора мира, модель мироздания, его вертикальная проекция: крона
мирового древа достигает небес, корни уходят в преисподнюю, ствол соответствует
срединному миру, то есть миру людей. Характерным «образчиком» мирового древа
может служить скандинавский Иггдрасиль, который связывает между собой девять
миров; на его вершине сидит мудрый орел, корни дерева гложут змеи и дракон
Нидхегг. Три корня Иггдрасиля уходят в подземный мир; под ними расположены
источники, и среди них тот, у которого живут норны. В «Младшей Эдде» сказано,
что Иггдрасиль «больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над
миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко
расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там,
где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму…» А «Старшая
Эдда» описывает Иггдрасиль так:
Тремя корнями
тот ясень-древо
на три страны пророс:
Хель — под первым,
Хримтурсам — второй,
под третьим род человеков.
Белка по имени
мысь Вострозубка
снует по Иггдрасиль-древу,
сверху она
слово орла
вниз темному Нидхеггу носит.
Две пары оленей
вершину древа гложут,
вытянув выи:
Туротрор, Умерший,
Мешкий и Чуткий.
И змей немало
под Иггдрасиль-древом —
больше, чем думают дурни иные:
Пустожил и Подземельник —
волкодлачьи чада,
тоже Серый и Скрытень,
Снотворец и Витень;
мне же ведомо: ветви
Древа им вечно грызть.
Иггдрасиль-ясень
терпит страсти,
коих не знают люди:
олень объедает,
ствол подгнивает,
Нидхегг терзает снизу.
[22]
Описание Иггдрасиля представляет собой одновременно вертикальную
(крона-небо-Асгард, ствол-Мидгард, корни-Нифль-хейм) и горизонтальную (три
корня: Асгард—Мидгард—Утгард) проекции мироздания, причем в последней
моделируются числовые отношения (три корня, четыре оленя, шесть змей).
Шумерское дерево Хулуппу аналогично воспроизводит вертикальную модель мира: на
его ветвях сидит небесная птица Анзуд, в корнях прячется змей преисподней, а в
стволе обитает дева Лилит. Схожее представление обнаруживается и в славянской
|
|