|
это время большинство среди людей составляют шудры, всегда падкие на соблазн,
злобные, сварливые и несчастные. Они поклоняются лжи, безделью, лени, скуке,
злобе, страху и нищете, превозносят низкое и принижают высокое. Они прожорливы
и ненасытны. Состояние мира в Калиюгу становится настолько дурным, что люди
начинают молить о скорейшем приходе разрушителя-Калки (аватара Вишну).
Продолжительность Калиюги — 432 000 лет.
[19]
Кроме юг, кальпа делится на манавантары (от имени учителя Ману). В кальпе
насчитывается 14 манавантар, каждой из которых правит свой Ману; манавантара
охватывает 71 Махаюгу и длится 306 720 000 человеческих лет. Пураны и эпос
упоминают семь бывших и семь будущих Ману. Для этих учителей гибель вместе с
миром не является неизбежной. В «Шатапатха-брахмане» и «Махабхарате» приводится
миф о спасении нынешнего — седьмого Ману,
[20]
или Ману Вайвасвата, — от гибели в прошлой Махапралае. Когда Ману рыбачил, ему
в руки попала рыба, умолявшая отпустить ее и в награду обещавшая спасти Ману от
грядущей гибели. По совету рыбы Ману построил и снарядил корабль; когда начался
всемирный потоп, он привязал корабль канатами к рогам рыбы (а это был не кто
иной, как Брахма). Рыба привела его к некоей горе на севере. Когда воды потопа
схлынули, Ману принес богам жертву; из этой жертвы поднялась девушка Ила,
ставшая женой Ману. От них и ведет свое начало нынешний человеческий род.
В индуизме Брахма продолжает считаться богом-творцом (в Тримурти именно он
«отвечает» за творение мира, тогда как Вишну хранит мир, а Шива его разрушает),
однако он уже действует не самостоятельно, а по велению Вишну или Шивы. Широко
известна индийская миниатюра с изображением Вишну, который возлежит на мировом
змее Шеше; из пупа Вишну вырастает лотос, на котором восседает демиург Брахма.
Вишну наделен майей — жизненной энергией изначальных вод, из которых возник
мир; считается, что мироздание — иллюзия, порожденная майей. Когда Вишну
засыпает, майя бездействует — и мироздание растворяется в небытии.
Что касается Шивы, этот бог — одновременно разрушитель и созидатель, поэтому
его называют Махадева («великий бог»), Махешвара («великое сущее») и Бхава
(«сущее»). Шива организует мир посредством своего оргиастического танца
тандава; в пуранах говорится, что мировой змей Шеша покинул Вишну и много лет
совершал аскетические подвиги, чтобы оказаться допущенным к лицезрению танца
Шивы. Символ Шивы — лингам (фаллос), символ его супруги Парвати — йони (женские
гениталии); известны также и йонилинги — стилизованные скульптурные изображения
женских гениталий, над которыми возвышается мужской половой член. Йонилинга —
символ единения мужского и женского, олицетворение божественного союза,
породившего все живое. В «Махабхарате» мудрец Упаманью говорит, что знак
творения — не лотос (эмблема Брахмы), не диск (Вишну-чакра, эмблема Вишну) и не
ваджра (атрибут Индры), но лингам и йони, а потому Шива — верховное божество и
творец мира. Многочисленные лингамы в честь Шивы можно и по сей день увидеть во
многих районах Индии; самый высокий из лингамов, в храме Матангешвара,
достигает двух с половиной метров.
Согласно легенде, пять пророков, явившихся из пяти шивалинг — пяти лингамов
Шивы, расположенных в различных местностях Индии, — открыли «жаждавшим
услышать» основы Лингайята, тантрического учения.
Помимо собственно миротворения, важнейшим деянием индийских богов считается
пахтанье молочного океана, в результате которого боги добыли амриту —
божественный напиток бессмертия. Веды этого мифа не знают (в ведийской традиции
напитком богов была сома), зато эпическая поэма «Махабхарата» и пураны признают
его вехой в непрерывной вражде богов и асуров. Миф гласит, что боги и асуры
совместно решили вспахтать океан, дабы получить амриту.
Пусть богами и сонмами асуров будет
взбито все, что хранит сосуд Океана,
И появится амрита — дивный напиток —
при взбиванье великого Океана!
Заодно и немало целебных растений,
да и ценностей много получено будет, —
Взбейте-вспахтайте весь Океан, о боги,
и тогда вы амриту обретете!
[21]
|
|