Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кирилл Королев - Языческие божества Западной Европы.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-
 
мир животных; когда в его домах поддерживают существование звери, птицы и все, 
вплоть до муравьев, то он — их мир».
Известен и миф творения, как бы комбинирующий в себе деяния Праджапати и 
свершения Атмана. В этом мифе, изложенном в пуранах и в «Махабхарате», место 
Праджапати и Атмана занимает Брахма.
Вначале не было ничего, кроме беспредельных вод, которые породили огонь. Силой 
космического жара (тапас) в этих водах родилось Золотое Яйцо (Хираньягарбха, 
золотой зародыш «Ригведы»). Через столько времени, сколько длится год, из 
Золотого Яйца возник Брахма, силой мысли разделивший Яйцо надвое; из верхней 
половины скорлупы было создано небо, из нижней — земля, пространство между ними 
заполнил воздух. После этого Брахма создал пять первоэлементов мироздания — 
огонь, воду, землю, воздух и эфир (акаша), утвердил землю среди вод, создал 
страны света, положил начало времени, сотворил богов, жертвоприношения, веды, 
звезды, горы, моря, реки, людей, речь, чувства (страсть, гнев, радость, 
покаяние) и вновь разделился на две половины — мужскую и женскую; наконец, он 
создал растения, животных, птиц, насекомых и демонов.



«Махабхарата» приписывает Брахме восьмерых сыновей, рожденных силой духа; это 
те же самые праджапати, о которых рассказывалось выше: Маричи, Атри, Ангирас, 
Пулаха, Пуластья, Крату, Дакша и Бхригу. Сыновья Брахмы стали родоначальниками 
богов и людей. (По другому варианту мифа, Брахма породил людей, сочетавшись с 
собственной дочерью Вач, или Сарасвати.)
От внука Брахмы Кашьяпы (сына Маричи) ведут свой род демоны-дайтьи. Дочь Дакши 
породила великанов-данавов. Третья дочь Дакши Адити стала матерью великих 
богов-адитьев, среди которых Варуна, Индра, Сурья, Митра и Вишну.
В отличие от других мифологических традиций, творение Брахмы не является 
постоянным. Оно регулярно обновляется, как регулярно обновляется и сам Брахма. 
В конце жизни «текущего» Брахмы вселенная гибнет в пламени мирового пожара 
(Махапралая), чтобы освободить место новому творению в новом мировом цикле; и 
это творение будет осуществлять новый Брахма, снова родившийся из Золотого Яйца.
 «Все наше грандиозное, необъятное и непостижимое мироздание со всем сущим в 
нем — лишь ничтожно малое звено; космогонические же циклы бесконечны, как 
бесконечен сам мир» (Альбедиль).
Год, который Брахма проводит в Золотом Яйце, — это год божественного времени, 
протяженность которого равна 360 человеческим годам; при этом один божественный 
месяц равен 30 годам человеческой жизни, а одни божественные сутки — 
человеческому году.
«Космической» же единицей времени является кальпа — сутки Брахмы, которая 
соответствует 4 320 000 000 астрономическим годам. Эти сутки разделяются на 
«утро», «день» и «ночь»; творение мира происходит утром, ночью же все три мира 
— небо, земля и преисподняя (Акаша, Бхуми и Патала) погружаются в хаос, а 
наутро каждый обретает форму, определяемую его кармой. Жизнь Брахмы 
продолжается 100 лет — по его собственному божественному исчислению; по 
истечении сотого года жизни божества три мира, а вместе с ними боги, риши, 
асуры, люди, прочие живые существа и сама материя распадаются в Махапралае. 
Наступает столетний хаос, завершением которого служит рождение нового Брахмы.



Кальпа представляет собой тысячу божественных юг (Махаюг); одна божественная 
юга равняется 12 тысячам человеческих. Каждая Махаюга состоит из четырех юг и 
охватывает собой период существования одного мира, подвластного учителю Ману. 
Четыре составные части Махаюги называются терминами для игры в кости: Критаюга 
(четвертая), Третаюга (третья), Двапараюга (вторая) и Калиюга (первая). Каждая 
последующая юга на четверть короче предыдущей, ускорение течения времени 
свидетельствует об ухудшении состояния мира, ведущем к гибели.
Считается, что на протяжении Критаюги дхарма (добродетель) опирается на четыре 
«ноги» — правдивость, доброту, преданность и милосердие. Люди Критаюги 
(называемой также Сатьяюгой — «благим веком») наделены всевозможными 
достоинствами, не ведают горя и не знают болезней. В «Махабхарате» устами царя 
обезьян Ханумана говорится, что в Критаюгу все преданы одному божеству и 
«использовали одну мантру, один принцип и один обряд», а также имели 
одну-единственную — общую — веду. Продолжительность Критаюги — 1 728 000 лет.
В Третаюгу дхарма утрачивает одну из «ног» — доброту. Среди людей появляется 
безнравственность и злонамеренность, при этом брахманы, просвещенные учением 
вед, еще в состоянии влиять на моральный климат в обществе. В этот период 
гораздо большее значение придается ритуалу жертвоприношений, а не их содержанию.
 Продолжительность Третаюги — 1 296 000 лет.
Наступление Двапараюги сопровождается утратой еще одной опоры дхармы — 
правдивости. В мире начинают преобладать зло и порок, единую веду делят на 
четыре части, поскольку уже никто не в состоянии запомнить ее целиком. Среди 
людей начинают свирепствовать болезни. Тем не менее многие кшатрии и вайшьи, не 
говоря о брахманах, еще привержены дхарме. Продолжительность Двапараюги — 
864 000 лет.

Калиюга — «эпоха вырождения». Добродетель находится в полном упадке, срок жизни 
людей стремительно сокращается, всюду войны, торжество порока и разврата, веды 
оказываются в небрежении, почти в забвении. В «Бхагавад-гите» говорится, что в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 288
 <<-