|
трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие; о мудреце
Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, и некоторые другие. Среди последних
— космогонические мифы с участием Индры и Вишну.
Правда, по мнению известного исследователя ведийской мифологии Ф. Б. Я. Кейпера,
прежде мифа о миротворении был миф о «становлении бытия». Согласно этому мифу,
в пространстве существовали изначальные космические воды, которые несли в себе
зародыш жизни. Со дна этих вод поднялся ком земли, который постепенно разросся
и превратился в гору, плававшую по поверхности вод. Кейпер называл этот сюжет
«стадией недифференцированного единства».
Затем в мире родился (каким образом — неизвестно) бог Индра, «ось мироздания»,
разделивший небо и землю, породивший солнце. Один из гимнов «Ригведы»,
обращенных к Индре, гласит:
…ты Солнце зачал Зарю и Небо
и подобных нет соперников Индре.
[14]
Более о космогонической деятельности Индры в ведах впрямую не упоминается —
зато во всех гимнах «Ригведы», посвященных этому божеству, излагается миф о его
«вторичном» миротворческом деянии — убийстве демона Вритры и освобождении
мировых вод и небесных коров. Один из гимнов гласит:
Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить:
Те первые, что совершил громовержец.
Он убил змея, он просверлил (русла) вод,
Он рассек недра гор.
Он убил змея, покоившегося на горе.
Тваштар ему выточил шумную дубину.
Как мычащие коровы, устремившись (к телятам),
Прямо к морю сбегают воды.
Разъяренный, как бык, он выбрал себе сому,
Он напился (сомы), выжатого в трех сосудах.
Щедрый схватил метательный снаряд — ваджру.
Он убил его, перворожденного из змеев.
Когда ты, Индра, убил перворожденного из змеев
И перехитрил хитрости хитрецов,
И породил солнце, небо, утреннюю зарю,
С тех пор ты уже в самом деле не находил противника.
[15]
Как отмечали исследователи, миф об убийстве Вритры, сковавшего течение рек, —
это описание действий демиурга, победившего силу хаоса и создавшего
организованный космос. По словам Т. Я. Елизаренковой, «этот миф имеет еще и то
принципиальное значение, что каждый ключевой момент в жизни общества ариев
рассматривался как повторение этого изначального процесса, воспроизведение его
в ритуале. Таким образом, миф служил священным прототипом того, как этот мир и
жизнь в нем возобновляются снова и снова в бесконечных повторяемых циклах».
Что касается Вишну, в ведах этот бог занимает сравнительно скромное (по
сравнению с тем же Индрой или Агни) место, хотя и входит в число основных
божеств арийского пантеона. В целиком посвященном ему гимне из мандалы I
«Ригведы» Вишну прославляется как бог-творец, своими тремя шагами измеривший
(создавший) все земные сферы:
Вот прославляется Вишну за героическую силу,
Страшный, как зверь, бродящий (неизвестно) где, живущий в горах,
В трех шагах которого
Обитают все существа.
|
|